Почти два года понадобилось Шьямалану для того, чтобы наконец-то создать историю про Кевина, человека с диссоциативным расстройством личности. Режиссер замучил актеров переделкой сцен по четыре раза, тщательно изучил матчасть, после чего выпустил в прокат картину, опередив Джеймса Кэмерона с его «Таинственной историей Билли Миллигана». Выйдя в кинотеатрах, триллер «Сплит» успел стать самым кассовым фильмом ужасов аж с 2013 года.
В «Сплите» хорошо все: яркая завязка, переплетение трех историй, построение композиции каждой сцены, химия между актерами, сильные, непохожие друг на друга характеры персонажей. Камера, нагнетающая обстановку вырванными предметами, крупными планами, темными тонами; логика повествования, нестандартность, внимание к нюансам; отсылки к уже существующим произведениям, неожиданные сюжетные повороты – все это способно в полной мере захватить зрителя, погрузить в историю Кевина, его проблему, его болезнь, в его «толпу».
Это очень большая нагрузка на актера, - поделился Шьямалан в интервью, - но у меня был Джеймс, с которым мы очень много и подолгу разговаривали про каждую личность, пытаясь определить их необходимость для Кевина, роль, привычки и особенности в поведении, а также найти что-то, что вызвало бы сочувствие к их судьбе. Это красивый трюк, который заставляет вспомнить прошлые мистификации М. Найта Шьямалана, но в восприятии фильма он ничего глобально не меняет – это по-прежнему многозначительная, но довольно простенькая страшилка о том, как полтора часа девушек пугают Зверем, а потом этот самый Зверь приходит, и да, встреча эта будет не из приятных. Шьямалан профессионально выстраивает саспенс, но сюжета явно не хватает – смотреть здесь толком не на что, кроме как на лицедействующего как в последний раз МакЭвоя. Девушки в этом калейдоскопе сменяющихся личин, честно говоря, временами кажутся лишними, и иногда посещает ощущение, что Шьямалану они тоже интересны лишь постольку поскольку. И если центральная из них еще проходит стандартную для шьямалановских персонажей арку «загляни в себя и найди в прошлом силы для будущего», то две ее сестры по несчастью абсолютно бесполезны для сюжета. Чтобы не возиться с ними и не думать, как эти трое сообща будут реагировать на ситуацию, Шьямалан спустя какое-то время просто расселяет их по разным комнатам – по сути, это жульничество, чтобы сосредоточить все внимание на серии перформансов МакЭвоя перед потихоньку шалеющей героиней Ани Тэйлор-Джой (звезда готического инди-хоррора «Ведьма» тоже не подводит).
|