На Международном кинофестивале «Послание к человеку» состоялся показ нового фильма Оливье Ассайаса «Персональный покупатель». Картина в 2016 году вошла в конкурсную программу Каннского кинофестиваля и во время показа была «забукана» зрителями и критиками. Несмотря на это, Ассайас уехал с киносмотра победителем – взял приз за лучшую режиссуру. Кто-то уже вовсю ругает творение режиссёра, другие же воздают почести. Противоречивости и спорности картине не занимать, а потому смотреть её стоит в обязательном порядке, чтобы решить, к какому лагерю присоединиться.
На протяжении всего фильма реальность противоборствует с воображением, и порой их с трудом удаётся отличить друг от друга. И виной тому не призраки в духе новых «Охотников за приведениями», изрыгающие эктоплазму, а то, каким образом соткал Ассайас паутину повествования. В самые обычные повседневные дела, когда ничего особенного не происходит, вторгаются явления, принадлежащие иному миру. Из-за отсутствия активного действия (практически весь фильм мы видим, как Кристен Стюарт ездит то туда, то сюда) он нелёгок для восприятия, но при этом не лишён притягательности и обаяния из-за этой таинственности и сильного желания постичь и разгадать его. Поначалу «Персональный покупатель» кажется традиционным жанровым кино – хоррором о загадочных ночных шумах, которые постепенно перерастают в загадочные ночные видения, то ли реальные, то ли кажущиеся. Однако, когда в середине повествования «призрачный» сюжет достигает крещендо, картина неожиданно меняет жанр и превращается в детективный слэшер в духе «Крика», где загадочный и, видимо, отнюдь не призрачный собеседник вторгается в жизнь Морин с помощью назойливых SMS. Попутно картина развивает еще один сюжет наподобие «Дьявол носит Prada» об отношениях между Морин и ее капризной нанимательницей, а также сводит героиню с бывшей девушкой ее брата, чтобы они могли мелодраматично обсудить свои попытки справиться с трагедией. Есть в фильме и пятая, медицинская линия, связанная с причиной сердечного приступа парня.
К сожалению, Стюарт для такого кино не очень подходит. Она слишком закрыта, слишком интровертна для актрисы, которая играет «пятьдесят оттенков Морин». Героиня должна быть разной в разных сценах, а Стюарт везде почти что одним цветом. Вот почему мы начали рецензию с того, что оценка фильма во многом определяется отношением критика к Стюарт. Если игра актрисы устраивает зрителя и если он может разглядеть в ее физиономии эмоциональное разнообразие, которое картина пытается передать, то «Персональный покупатель» кажется эксцентричным достижением в психологическом артхаусе. Если же зритель предпочел бы увидеть на месте Стюарт более открытую и эмоциональную звезду вроде Эммы Стоун, то фильм воспринимается не как хит, а как провал.
|