Сорокалетний Алексей Темников полжизни назад вынужден был навсегда оставить балетную сцену, где считался гениальным наследником Михаила Барышникова. Теперь он «прозябает» в провинциальном подмосковном Клину, где владеет сетью аптек, единственным на весь городок спорткаром да квартирой, перестроенной на манер манхэттенских лофтов. Ах, да… Еще Алексей возглавляет балетную школу своего имени, где с презрением наблюдает жалкие потуги местных детишек и супруг глав городской администрации. Очередное обследование в больнице круто меняет жизнь бывшего артиста – застарелая травма спины грозит в ближайшие месяцы параличом, а потому Темников торопится что-то оставить этому миру после себя. Мастер считает, что двое детей и балетная школа – это не уровень для его гения, Алексей мечтает поставить грандиозный балет. Даже если этому будут противиться все его коллеги. Даже если ради спектакля придется перешагнуть через себя. Даже если эта последняя работа его убьет…
Формально «После тебя» рассказывает об артисте балета, об отношениях внутри Большого театра и Мариинки, о том, за что помнят и как забывают танцовщиков с самыми распрекрасными ролями и невероятными прыжками, но образ Алексея Темникова на самом деле универсален. Главный герой вполне мог быть вышедшим в тираж актером, спортсменом, музыкантом, писателем – любой творческой единицей, чья гениальность была похоронена под толщей обстоятельств и времени, чей талант не смог найти полного своего воплощения вне героя. И в этой универсальности кроется главное достоинство сценария той же Анны Матисон, история, ею придуманная, больше того, что может принять рядовой зритель, она больше чем жизнь Темникова, она даже больше чем фильм. Это глобальная проблема конфликта таланта и посредственностей, гения и бездарностей, человека действия и тех, кто плывет по течению. Герой фильма – неприятнейший тип, но это тот человек, который творит историю, который превращает серость в раскрашенное самыми разными цветами искусство.
В начале фильма Алексей Темников – хореограф, который мало чем и кем интересуется до момента появления дочери Кьяры. Он не ест бананы, потому что в них крахмал и фруктоза, осознанно запирается и отдаляется от остальных, не считая нужным добиваться и дальше признания или оправдания. При этом, Безрукову так хорошо дается роль высокомерного эксцентричного подонка, что не верится даже, что такой человек способен на нормальные человеческие чувства к кому-то кроме своей собаки. У него плохая память на имена, характер педанта и ханжи и главный девиз жизни «только отчаянные могут все». Ему интересны только те, кто готов лезть напролом ради своего дела, те, кто танцует не потому, что хочет похудеть, а потому, что это – жизнь, единственный смысл, ради которого стоит существовать. Где-то к середине фильма зритель невольно начинает понимать, что и школа танцев-то, по сути, для него лишь попытка где-то пристроиться, как-то остаться в любимом деле. Однако, столкнувшись с тем, что для всех окружающих балет – всего лишь несерьезное развлечение, Темников как будто еще больше отстраняется, уходит в себя. Он сам – отчаянный, и от рождения, и потому, что был вынужден; для него гениальность это не просто слова, а факт, который признается даже его ненавистниками.
|