- Жанр: военный фильм, драма, мелодрама
- Режиссер: Павел Чухрай
- В ролях: Риналь Мухаметов, Юлия Пересильд, Сергей Гармаш, Елисей Никандров, Ася Громова, Дайнюс Казлаускас, Андрюс Бялобжескис, Моника Санторо, Андрюс Даряла, Артур Бесчастный, Алексей Ингелевич, Александр Резалин, Анна Котова-Дерябина, Карина Каграманян
- Страна: Россия
- Год производства: 2017
- Оригинальное название: Cold Tango
|
Номинант «Оскара» за картину 1997 года «Вор» и лауреат множества призов за эту ленту и за вышедшего в 2004 году «Водителя для Веры», режиссер Павел Чухрай после десятилетнего перерыва возвращается в большое кино с новым историческим фильмом о сталинской эпохе.
Лента вдохновлена романом белорусско-еврейского писателя Эфраима Севелы «Продай твою мать», но акценты в ней расставлены существенно иначе. Если писавшего в Израиле Севелу занимали отношения советских евреев с другими жителями СССР и сама возможность существования евреев в «чуждых» для них странах, то у Чухрая главный герой – не столько еврей, сколько запутавшийся посторонний в жестком противостоянии литовцев и русских. Это интересная и драматичная история с очень сложными героями, но подана она неудачно. Прежде всего, по дурной современной традиции в кино выходит полуторачасовой «обрезок», смонтированный из четырехсерийного телесериала, который будет выпущен позднее. Обрывочность и «дырявость» повествования не сразу бросается в глаза, но осознается, как только в фильм начинаешь вдумываться. А это кино, которое требует вдумчивого зрителя.
Далее, Чухраю не удалось сделать Макса и Лайму притягательными персонажами. Макс симпатичен своими страданиями и своей добротой, но в нем недостаточно решительности и мужественности, чтобы быть романтическим героем. Тем более в жестком повествовании, а не в ромкоме о хипстерах. В «Притяжении» Риналь Мухаметов смотрелся лучше. Хотя, казалось бы, его пришелец-пацифист должен был быть большим «облаком в штанах», чем переживший войну и записавшийся в спецслужбы парень. Тем не менее, претензий к «Холодному танго» будет немало, причем, как обоснованных, так и нет. Говорить о депортации литовского населения до сих пор как-то не принято, и не думаю, что найдется много желающих, готовый такой разговор поддержать. Особенно, если учесть ту жесткость в оценках, которую предлагает Павел Чухрай. Плюс складывается впечатление, что режиссер волей-неволей слегка подтасовывает факты: взять хотя бы «лесных братьев». Цели этой «организации» вполне понятны, однако, как ни крути, развязанная «братьями» партизанская война граничила с терроризмом, о чем фильм почему-то умалчивает. Впрочем, вполне возможно, что это лишь «особенности монтажа»: ведь «Холодное танго» снимался как сериал, так что в полнометражную версию многое не вошло.
|