- Жанр: драма, исторический фильм
- Режиссер: Андрей Кончаловский
- В ролях: Юлия Высоцкая, Кристиан Клаус, Филипп Дюкен, Изабель Абиаг, Пётр Михалков, Валери Заккоме, Пьер Ниссе, Георг Ленц, Ханс-Хейнрих Хардт, Катарина Блашке, Криста Ламперт, Теа Шнеринг, Йоханн Фридрих Фон Айхборн, Виктор Сухоруков, Петер Курт, Вера Воронкова,
- Страна: Германия, Россия
- Год производства: 2016
- Оригинальное название: Paradise
|
В разгар Второй мировой войны парижская полиция арестовывает русскую светскую львицу Ольгу (Юлия Высоцкая) за участие в Сопротивлении и за сокрытие от властей еврейских детей. Женщине не удается отговориться от обвинений, и ее отправляют в концлагерь смерти. Там Ольга натыкается на офицера СС Хельмута (Кристиан Клаус), с которым была немного знакома в начале 1930-х. Тогда Хельмут был аристократичным исследователем Чехова, пылко влюбленным в русскую культуру и в Ольгу.
В центре повествования находятся всего три персонажа – неплохой по своей природе, но впитавший нацистскую идеологию немец Хельмут, русская иммигрантка Ольга с правильными взглядами, но не всегда морально безупречным поведением и французский приспособленец Жюль (Филипп Дюкен) – сотрудник полиции, который не любит немцев, но старательно ловит противников оккупации, чтобы сохранить свою счастливую буржуазную жизнь. И противоречия между верой и совестью сводят его с ума и превращают в шизофреника, который то отвергает нацизм, то его прославляет. При этом картина замечает, что если бы Хельмут родился в СССР, то он был бы коммунистом. Прозрачный намек на то, что страшная дилемма главного героя была актуальна не только в его стране. Для такого человека желание выжить любой ценой куда естественнее, чем готовность к самопожертвованию. И все же Ольга находит в себе силы раз за разом поступать правильно, хотя признается, что не знает, почему совесть оказывается сильнее страха. Но подвиг на то и подвиг, что он особенно ценен, когда противоречит внутренней сути человека, а не является чем-то ожидаемым и подготовленным. И в конце концов Ольга оказывается большей героиней, чем 28 панфиловцев, хотя не останавливает танки под Москвой.
Так, «квадратность» картинки подчеркивает давящую замкнутость, тюремность мира, в котором вынуждены существовать герои, а черно-белая бесцветность изображения одновременно отражает мертвенность военной эпохи и обилие моральных оттенков серого между чернотой Зла и белизной Добра. Всерьез посетовать, пожалуй, стоит лишь на то, как режиссер обошелся с Виктором Сухоруковым. Актер неплохо сыграл Гиммлера, но сделал это под чужую, немецкую фонограмму (все персонажи говорят на своих языках – французском, немецком, русском). Вывести на экран Сухорукова и не дать зрителям услышать его уникальный голос – преступление против российской публики и российского кино. Конечно, у режиссера есть право кроить роль так, как он считает нужным. Бесстрастность, впрочем, обманчивая: «Рай» - энергичный и эмоциональный. Человеческие реакции в ограниченном пространстве монохромного кадра будто подсвечиваются. Такой пристальный взгляд не требует размашистой актерской игры - и Высоцкая поначалу звучит слишком громко, слишком постановочно, притираясь к выбранной рамке. «Рай» вообще производит впечатление крепкой деревянной конструкции: как в «Сыне Саула» густое боке не давало оглядеться по сторонам, так и тут режиссерская рука выкидывает из фильма все лишнее - цвет и физическое насилие. Здесь говорят о литературе, о рае, о родственниках, о том, как бы дожить до завтрашнего дня, хотя под ногам хлюпает грязь, две сигареты - настоящее сокровище, а если не закрыть форточку - будет вонять сгоревшими телами (окна немецкого корпуса выходят в сторону крематория). Андрея Кончаловского интересует духовное насилие - где та грань, когда люди обращаются к инстинктам и когда внезапное озверение сменяется столь же неожиданным гуманизмом (жертв барака в концентрационном лагере объединяют найденные Ольгой дети, которых она укрывала в Париже)
|