В конце войны в бывшей Югославии сербский молочник Каста (Эмир Кусту Рица) возит свой товар солдатам на фронт, который проходит прямо по деревне Касты.
Внезапно в деревню прилетают британские спецназовцы, которые хотят убить итальянку и всех, кто ее знает, за то, что женщина некогда дала показания против их генерала. Косте и итальянке приходится спасаться бегством. Войны 1990-х – главное событие в истории Югославии последних десятилетий, и знаменитый Эмир Кусту Рица уже в третий раз обращается к этой больной теме.
К несчастью, война добирается даже до тех, кто, как бывший музыкант Каста или его итальянская возлюбленная, не желает иметь с ней ничего общего. Жестокая ирония судьбы – герои переживают войну и дотягивают до перемирия, но попадают как кур в о щип по вине британских миротворцев. Которые, казалось бы, должны наводить порядок, а не устраивать бойню. Если не считать эпилога, действие которого развивается в наши дни, «По млечному пути» делится на две половины. Первая половина фильма вызывает в памяти картины вроде «Черная кошка, белый кот» Затем, после прибытия британских убийц, фильм превращается из комедийной мелодрамы в погоню, и начинается вторая часть ленты, куда более кровавая и одновременно волшебная.
По млечному пути», тем яснее становится, что режиссеру толком нечего сказать, кроме очевидных банальностей об отвратительности войны и всепобеждающей любви. Стиль Кусту Рицы на месте, а вот занятное содержание улетучилось, и потому в памяти застревает не фильм в целом, а отдельные, самые странные и эффектные моменты. Не захочет – им придется ползать по земле и бегать по минным полям. Где логика? Нет логики. Понятно, на войне ее часто не бывает, но не настолько же!
Но когда выходишь из зала, это наваждение проходит, и фильм вновь предстает скоплением сильных и второсортных фрагментов без сильной и интересной объединяющей идеи. Хотя даже такой Кусту Рица – это все же Кусту Рица, и его фирменное бурное режиссерское воображение ни с кем не спутать. «В мире всегда война» (цитата из интервью Кусту Рицы), но есть вещи сильнее неё, такие как любовь? Эка новость. Открытием подобные прописные истины могут стать разве что для новорождённого ягнёнка. Но для кого-то они до сих пор не очевидны — а значит, их и повторить не грех. Особенно так. Открывающие титры сразу говорят: «В основе фильма три реальные истории и много бурных фантазий». Но лучше бы вывесили более лаконичное предупреждение: «Это — Кусту Рица». Если взяться перечислять сходства с предыдущими лентами автора, счёт пойдёт на десятки. Яркий балканский колорит — с зелёными гора.
«По млечному пути» заканчивается трагически. Одна половинка подрывается на минном поле, вторая хочет отправиться за ней, но не отправляется, ибо не имеет на это права. Иначе кто расскажет миру об их Большой Любви?
Рассказ без слов, рассказ спустя годы, поражает своей зрелищностью. То самое минное поле высоко в горах, заложенное камнями и в центре участок югославской земли, в нём легко угадываются очертания сердца. И вторят ему под лихие балканские запилы вокалисты местного ансамбля про то, что «не будет в мире покоя, пока Большой Брат не загнётся от передо за». Змея спасает от огнестрельной расправы, а сокол и вовсе контролирует его жизненный путь, едва не воспитывает. Ему помогают все: бабочка, пчелы и даже ударившая в дерево гроза.
|