Когда изобретатель двигателя внутреннего сгорания господин Отто отказался дать сыну денег на занятие автомобилестроением, в которое он не верил, Этторе Бугатти обратился за помощью к итальянским родственникам из богатой семьи Джуминелли, взял фамилию матери и, открыв мастерскую, быстро построил свою первую модель, которую так и назвал: Бугатти-Джуминелли. Затем представитель фирмы Бенц в Италии Джузеппе Рикорди предложил Этторе представить модель на международную выставку, которая проходила в 1901 году в Милане. Машина покорила всех. Бугатти был удостоен серебряной медали французского национального автоклуба и кубка мэра Милана. Увидев машину на выставке, барон Эуген де Диттрих, живший во Франции, предложил Этторе семилетний контракт. Бугатти сконструировал для него две модели, но потом договор был расторгнут. Возвращаться в Милан, в маленькую мастерскую, не хотелось, и Бугатти согласился на предложение Эмилио Матисса, владевшего в Страсбурге агентством по продаже автомобилей. Торговец предложил молодому итальянцу деньги и свои услуги в качестве компаньона. Модель <Маттисс-Гаррис> представили на парижский салон 1904 года. Однако сотрудничество с Матиссом длилось недолго: дела шли неважно, и через пару лет компаньоны расстались. В 1909 году Бугатти купил мастерскую в пригородном селении Мольшайм, собрал небольшую команду и начал выпускать автомобили. Первенцем Бугатти стала Т-13 - неброская, но во многом новаторская гоночная машинка. Эта скромная модель стала базовой для всех модификаций Бугатти, вплоть до модели 59. Поскольку производство было наполовину ручным, сборка машин шла медленно, но зато тщательно, и автомобили получались исключительно надежными и прочными. Конструктор постепенно набирал новых специалистов и разворачивал серийное производство. В августе 1914 года, когда Германия объявила войну Франции, на заводе Бугатти работало 200 человек. Война многое осложнила. Бугатти, как гражданину Италии, пришлось покинуть Мольшайм. В те годы Бугатти строил авиационные моторы, но без особого успеха. Сразу же после войны Этторе Бугатти возвратился в Мольшайм, и производство машин возобновилось. В 20-30-е годы модели Бугатти первенствовали на всех крупнейших автогонках мира, а модель T-35 GP одержала более полутора тысяч побед и прославила своего создателя как самая удачная модель гоночного класса <Гран-при>. Но если в гоночных моделях внешний вид был подчинен скоростным качествам, то дорогие спортивные модели и эксклюзивные машины Бугатти были настоящими футуристическими поэмами. Тщательная отделка салона с применением дорогой кожи, красного дерева и особого стекла создавала ощущение комфорта для водителя и пассажиров. Когда слава Этторе Бугатти достигла зенита, он решил сконструировать модель, которая поразит всех, и такой машиной стал в 1927 году Т-41 (Ройяль) с двигателем объемом 12,8 л. Длинная колесная база модели облегчала управление: автомобиль оказался неожиданно маневренным на городских улицах. Произведением искусства были колеса, спицы которых собирались из рояльных струн. Конструктор изготовил всего шесть таких машин; каждый автомобиль делался индивидуально, поэтому цена экземпляра достигала заоблачных высот. Три машины были проданы, а три остались в семье Бугатти. Теперь эти машины хранятся в коллекции немецкого миллионера Фрица Шлуфа. Более распространенной, но не менее роскошной была модель 46 (мини-Рояль). Для этой модели был выбран двигатель с рабочим объемом 5,3 литра, а на модели 47 был установлен шестицилиндровый двигатель. На Бугатти не сильно сказался всеобщий экономический кризис 30-х годов: у покупателей этих произведений искусства деньги были всегда. Но настоящим несчастьем для компании и ее основателя стала смерть его талантливого старшего сына Жана, много сделавшего для разработки дизайна кузовов компании, а Вторая мировая война резко сократила спрос на автомобили класса <люкс>. Бугатти в очередной раз сделал попытку обогнать время: в 1947 году на выставке в Париже компания показала новую модель 73 с 4-цилиндровым мотором. При довольно старомодном дизайнерском решении в этой модели ощущался возможный массовый образец спортивной малолитражки - именно того, чего ждала возрождавшаяся к мирной жизни Европа. Но смерть Этторе Бугатти положила конец всяким надеждам на возрождение компании: слабые попытки наследников перекроить его модели не привели ни к чему. Предприятия в 1963 отошли к другой довоенной легенде - <Испано-Сюизе>, не занимавшейся автомобилями. Однако в Германии и Соединенных Штатах до сих пор широко распространены стилизации под Бугатти периода расцвета. |