<Ковент-Гарден> - крупнейший оперный театр в Англии. Когда-то на его месте было пастбище Вестминстерского Аббатства, потом была построена площадь в новом континентальном стиле, церковь и рынок. Появлялись здесь турецкие бани и публичные дома, потом возник цветочный базар, где торговала Элиза Дулитл из <Пигмалиона> Бернарда Шоу. Рынок впоследствии перенесли, цветочный базар стал музеем лондонского транспорта, открылись магазины и рестораны, а в 1732 году на площади вырос театр. Он был основан видным английским театральным деятелем и актёром Джорджем Ричем. Поначалу это был драматический театр (на его открытии была дана пьеса Конгрива <Светские обычаи>). Первой оперой, поставленной на его сцене через два года после открытия, стал <Верный пастух> Генделя. Лишь в 1847 году драматические спектакли были исключены из репертуара, и Ковент-Гарден получил официальное название <Королевский итальянский оперный театр>: все оперы здесь исполнялись только по-итальянски. Эта практика закончилась лишь в 1892 году, после того как Густав Малер поставил здесь <Кольцо нибелунгов> по-немецки. С этого времени слово <итальянский> было изъято из названия театра, и оперы исполняются теперь на языке оригинала. Здание театра дважды отстраивалось заново после пожаров. Ковент-Гарден образца 1856 года был построен по проекту архитектора Е. М. Бэрри, в последние десять лет расширен и с тех пор практически не реставрировался - лишь в 1899 году Эдвин Сакс внес несколько изменений в архитектурный план театра. Наконец, ровно через сто лет театр снова был подвергнут капитальной реконструкции. Ремонтные работы продолжались более двух лет и стоили правительству Великобритании около $350 миллионов (впрочем, почти половину суммы пожертвовали спонсоры). И вот 6 декабря 1999 года состоялось торжественное открытие обновленного Ковент-Гардена. На церемонии открытия присутствовала королева Елизавета II, премьер-министр Тони Блэр и экс-премьер Маргарет Тэтчер. Британские газеты восторгались роскошным обликом главного оперного театра страны. <Наконец-то опера и балет высшего международного класса вновь живы и здоровы в британской столице, в театре, великолепно оборудованном для самых крайних сценических требований и для удобства публики. Одна поездка на эскалаторе к бару Амфитеатра над ослепительным Флорал-холлом уже почти стоит суммы, отданной за билет, а вид с террасы над Пьяццой ночью, конечно, один из красивейших в Лондоне>, писала Санди-Таймс. Правда, все это великолепие теперь заполняется, надо думать, довольно пестрой публикой: строгая форма одежды отменена, и зрители могут являться на премьеры даже в джинсах. Произошли и более важные изменения: оркестровая яма стала больше и глубже, а акустика зала - ярче и громче. Кроме того, театр перешел от сезонной к более традиционной репертуарной системе. Театр открылся совместным гала-концертом оперной и балетной трупп. С ариями из опер Вебера, Вагнера и Бетховена выступили знаменитый тенор Плачидо Доминго и американка Дебора Поласки, а дирижировал Бернард Хаитинк. Затем была исполнена опера Джузеппе Верди <Фальстаф>. Эта постановка изначально имела ясную цель - продемонстрировать возможности нового здания, оборудованного по последнему слову техники. Спектакль задуман как праздничное зрелище, комедия, полная разнообразных трюков и ухищрений. Заглавную партию великолепно исполнил молодой артист Брино Терфел, что было приятной неожиданностью: Фальстафа обычно поют уже пожилые певцы. Восторженных отзывов критики удостоились также Бернадет Манка ди Нисса (миссис Куикли) и в особенности Барбара Фриттоли (Алиса). А жемчужиной нового репертуара театра стала опера Хэррисона Бёртвистла по средневековому английскому роману в стихах <Гавейн>, впервые показанная в Ковент-Гардене в 1991 году. Тогда появление <Гавейна> вызвало бурю. Нынешний триумф постановки Ди Тревиса утвердила критиков во мнении о <Гавейне> как об одном из лучших произведений конца двадцатого века. |