Английский режиссер Дэвид Лин (1908-1991) был известен двумя качествами: умением работать с актерами и обостренным чувством стиля. Небольшой психологический этюд о несостоявшемся романе домохозяйки из среднего класса превратился в его руках в напряженную драму <Короткая встреча> (1945, приз МКФ в Канне), а экранизации романов Диккенса <Большие надежды> (1946) и <Оливер Твист> (1948) приобрели ярко выраженное романтическое звучание. Начиная с <Моста через реку Квай> (1957), имя Лина ассоциируется с понятием <большой стиль>: крупномасштабные и дорогие постановки, эпическое повествование, стремление связать историю двух людей с изображением крупных исторических событий. Лин славился тщательнейшей проработкой всех компонентов будущего фильма, в результате подготовительный и съемочный периоды были у него довольно длительны. Наиболее полно эти качества проявились в <Лоуренсе Аравийском> (1962), также лауреате семи <Оскаров>. Грандиозные панорамные съемки массовых сцен (знаменитая атака всадников на верблюдах), тонкая разработка характеров. Лину в большинстве лент этого периода помогал сценарист Роберт Болт, тоже испытывающий склонность к преподнесению минувших эпох в наиболее доступном и зрелищном виде. За работу 1965 года по адаптации романа Пастернака Болт получил <Оскара>. Но и картину Лина и самую знаменитую роль Джулии Кристи - роль Лары - советские зрители не могли оценить: и роман, и фильм был запрещен. Джулия Кристи тонко и трагично ведет роль, можно без преувеличения сказать, что это лучшая актерская работа в картине, где помимо Кристи блистательно играют и Джеральдина Чаплин, и Алек Гиннес, и Род Стайгер, и даже не очень подходящий по типажу к своему герою - Юрию Живаго - Омар Шариф. Теперь, когда сняты запреты и с книги, и с фильма, наши зрители сами оценят произведение Дэвида Лина. В успехе ленты, пожалуй, основную роль сыграли впечатляющая операторская работа Фредди Янга, воссоздавшего пейзажи России в Финляндии и Испании, и прекрасная музыка Мориса Жарра - лиричная, одухотворенная, более близкая к <высокой поэзии> Пастернака. Многие зрители с удивлением узнают знакомые мелодии, которые давно, без объявления имени автора, звучали по советскому радио. Кстати, Морис Жарр - отец известного своей электронной музыкой и лазерными шоу Жана Мишеля Жарра (хотя к музыкальному воспитанию младшего старший Жарр не имел никакого отношения, так как когда сыну было пять лет, уехал в США). Морис Жарр - один из самых известных композиторов, пишущих для кино. В его активе более 120 фильмов, среди которых такие известные, как <Самый длинный день>, <Лоуренс Аравийский>, <Поезд>, <Большой приз>, <Коллекционер>, <Горит ли Париж?>, <Последний магнат>, <Жестяной барабан>, <Привидение>. И Фредди Янг, и Морис Жарр получили по <Оскару>, а всего у <Доктора Живаго> их было пять: кроме оператора и композитора, в номинациях <Адаптация>, <Художник> и <Художники по костюмам>, не считая того, что фильм был номинирован на премию за режиссуру и за лучшую мужскую роль второго плана (Том Кортни). |