<Закусочная> (Diner) - первый фильм Барри Левинсона, открывший миру целую плеяду молодых звезд и создавший новое направление в кинематографе. В картине практически нет сюжета в привычном понимании - это просто череда эпизодов, каждый из которых почти не влияет на общий ход событий, в целом составляя удивительную мозаику-переплетение жизней. Ностальгическая, местами грустная, а местами невероятно смешная, первая картина Левинсона пленяет практически всякого зрителя. Барри Левинсон с самого начала задает тон и настроение всему фильму: нас бросают с головой в проблемы героев, и то, как режиссер выстраивает действие, не дает оторваться ни на минуту. Узнаваемость и колоритность персонажей, сделанных его усилиями близкими и понятными, заставляет зрителя сочувствовать им, а то, как Левинсон ухитряется держать под тотальным контролем все происходящее, не может не поразить. Несмотря на огромное количество героев, сложные отношения между ними и разнообразие сюжетных линий, любой зритель без труда понимает происходящее на экране. С большой теплотой и любовью показывает Левинсон своих героев, и тот юмор, что пронизывает картину, задал тон для многих десятков последователей. Того же Квентина Тарантино, скажем: первая же сцена в его дебютном фильме <Бешеные псы> есть не что иное, как прямая отсылка к <Закусочной>. И, конечно, фильм прямо наполнен великолепными актерами. Практически все они тогда были еще неоперившимися птенцами, которых Левинсон набрал в свой фильм буквально с задворок Голливуда (Кевин Бэйкон до этого отметился лишь в первой <Пятнице 13>, Микки Рурк - в <Жаре тела>, а для Эллен Баркин роль здесь стала переломной), и после премьеры проснулись знаменитыми. Барри Левинсон родился в семье бизнесменов в Балтиморе. Учебу в колледже он совмещал с работой по продаже энциклопедий и подержанных автомобилей. Пребывание в Вашингтонском университете заняло семь лет, но диплом тележурналиста Левинсон так и не получил. В шоу-бизнес Левинсон попал как сценарист и исполнитель, сотрудничая какое-то время с Вэлери Кертин. Он получил две награды "Эмми", работая сценаристом в <Шоу Кэрол Бернетт> в 1970-х годах. Его первая сценарная работа в кино - фильм <Смертоносный проект> (1974). Затем Левинсон присоединился к команде сценаристов Мела Брукса для работы над <Немым кино> (1976) и <Боязнью высоты> (1977). В последнем фильме он также сыграл маленькую, но очень смешную роль сумасшедшего посыльного. Левинсон и Кертин заработали две номинации на <Оскар> за сценарии к фильмам <И справедливость для всех> (1979) и <Лучшие друзья> (1982). В том же году вышла чудесная комедия с Дастином Хоффманом <Тутси>, поставленная Сидни Поллаком по сценарию Барри Левинсона. Режиссерским дебютом Барри Левинсона стал фильм <Закусочная> (1982), во многом автобиографический: сам Левинсон в юности просиживал вечера с друзьями в кафе, пытаясь совместно разобраться в жизни и брачных вопросах. Дистрибьюторы фильма хотели запихнуть его на полку, считая, что кассового успеха фильм не добьется, но премьера в Нью-Йорке доказала обратное. Затем, поставив картины <Природный дар> (1984) и <Молодой Шерлок Холмс> (1985), Левинсон вернулся к своей теме, написав сценарий и поставив картину <Мужчины> (1987), вторую из своих балтиморских лент, действие которой происходит в 1963 году. Фильм <Доброе утро, Вьетнам> (1987) закрепил звездный статус Робина Уильямса. А следующая картина Левинсона, <Человек дождя> (1988), имела потрясающий успех и была буквально осыпана наградами (четыре <Оскар> и Гран-При МКФ в Берлине). Затем был <Авалон> - семейная сага о нескольких поколениях (1990). Большого коммерческого успеха этот глубоко прочувствованный и мастерски поставленный проект не имел, но принес режиссеру еще одну номинацию на <Оскар> за сценарий. Затем Левинсон поставил еще один кассовый хит - стильную гангстерскую сагу <Багси> (1991) с Уорреном Битти. После этого Левинсон обратился к давно и любовно задуманному проекту <Игрушки> (1992). К сожалению, этот его проект оказался самым неудачным. В 1993 году был снят <Джимми-Голливуд>, а в 1994 - крупнейший кинохит <Разоблачение>. После картины <Спящие> и фантастического фильма <Сфера> Левинсон снял одну из наиболее успешных лент, политический триллер <Плутовство> с участием Роберта Де Ниро и Дастина Хоффмана, как бы предугадав развитие политических событий в Белом Доме в связи со скандалом Клинтона и Левински. |