Жан-Луи Трентиньян родился 11 декабря 1930 в Пон-Сент-Эспри, в семье владельца кондитерской фабрики. С детства увлекался поэзией и театром, но по настоянию родителей начал изучать юриспруденцию. Однако в 19-летнем возрасте Трентиньян поступил на Парижские актерские курсы, и уже с 1951 стал играть в различных театрах, постепенно поднявшись до главных ролей классического репертуара. В 1955 Трентиньян дебютировал в кино в эпизоде фильме Кристиана-Жака <Если парни всего мира>, а в 1956 получил роль скромного мужа ветреной жены (ее сыграла Бриджит Бардо) в фильме Роже Вадима <И бог создал женщину>. Фильм не только принес актеру известность: он и в жизни стал супругом Бардо. Супружеская жизнь и актерская карьера Трентиньяна на два с лишним года были прерваны службой в армии (в Алжире), после чего он развелся с женой и вернулся к ролям молодых задумчивых романтиков (Дансени в <Опасных связях>, студент Бруно в <Обгоне>, гость странной семьи аристократов в <Замке в Швеции>). Одновременно он исполнял незамысловатые роли комедийного плана (<С бьющимся сердцем>, 1960; <Полный свет на убийцу>, 1961; <17-е небо>, 1965), пробовал себя в качестве героя политического триллера (<Поединок на острове>, 1962), однако все эти роли явно не соответствовали его творческим амбициям. В эти же годы в парижском театре <Студио> Жан-Луи Трентиньян с большим успехом играет Гамлета. Ролью, принесшей Трентиньяну международную известность и статус звезды, стала работа в фильме Клода Лелуша <Мужчина и женщина> (1966), где он играл уже не нерешительного юношу, а благородного, сдержанного, отважного и обаятельного мужчину - овдовевшего автогонщика, своего тезку Жана-Луи, нашедшего смысл жизни в романтическом увлечении умной и эмансипированной женщиной (Анук Эме). Фильм получил <Золотую пальмовую ветвь> в Каннах и премию <Оскар>. Новым этапом актерской биографии Трентиньяна стали его роли в детективах и триллерах, которые в европейском кино 1960-х годов выглядят более замысловато и реалистично, чем их голливудские аналоги. Шпионский триллер <Мата Хари, агент Н21> (1964), полицейский боевик <Трансевропейский экспресс> (1966), криминальная драма <Похититель преступлений> (1968), детективы <Смерть, снесшая яйцо> (1968) и <Хулиган> (1970) показали, что актер вполне органичен и в облике жесткого, агрессивного персонажа, "антигероя". Особенно колоритный образ профессионального убийцы, неисправимого уголовника был создан Трентиньяном в <Полицейской истории> (1975). Еще более убедительно Трениньян выглядел в фильмах, где криминальный сюжет дополнялся политической интригой. Таким фильмом стала <Дзета> (1968) Коста-Гавраса с ее главным героем - неподкупным и решительным следователем, расследующим политическое убийство (приз МКФ в Каннах). Новые грани этого образа обозначились в фильмах <Покушение> (1973) и <В самое сердце> (1982), где актер сыграл героев левых убеждений, втягиваемых в политические аферы и терроризм. В социальном детективе <Чужие деньги> (1978) героем Трентиньяна становится банковский служащий, противостоящий махинациям воротил финансового бизнеса. Умение сыграть неоднозначного, психологически и морально раздвоенного героя позволило Трентиньяну работать с такими крупнейшими мастерами европейского авторского кино, как Ален Роб-Грийе (<Человек, который лжет>, 1968) и Бернардо Бертолуччи (<Конформист>, 1970). Оба фильма затрагивали проблему личности на фоне драматических реалий Второй мировой войны, и особенно яркой и значительной стала роль Марчелло Клеричи в <Конформисте>, где Трентиньян блеснул в издевательски-ироничном и одновременно трагическом образе европейского интеллектуала, в силу превратностей судьбы ставшего слугой фашистского режима. Репутация <мыслящего актера> была поддержана Трентиньяном его новыми работами у таких режиссеров, как Валерио Дзурлини (<Пустыня Тартар>, 1976), Франсуа Трюффо (<Веселенькое воскресенье>, 1983), Кшиштоф Кесьлевски (<Три цвета: красный>, 1994). Кроме роли судьи в последней картине, одной из самых примечательных работ Трентиньяна в 1990-е годы стал полковник Масагуаль в фильме Пьера Бутрона <Фиеста>, садист и наркоман в погонах, воюющий в армии Франко во времена гражданской войны в Испании. Благожелательные отзывы критиков вызвала роль Ж.-Л. Трентиньяна в лирической драме Патриса Шеро <Те, кто меня любит, могут сесть в поезд> (1998). Никогда не снимавшийся в Голливуде, Трентиньян всеми единодушно признается кинозвездой мирового масштаба. Парадоксально, что при этом он ни разу не был удостоен главной кинематографической премии <Сезар> у себя на родине, во Франции. Актер сыграл почти во всех фильмах своей жены Надин Маркан-Трентиньян и сам поставил фильмы <Насыщенный день> (1973) и <Инструктор по плаванию> (1979). Его дочь, Мари Трентиньян, - также известная актриса европейского кино. |