"Шла собака по роялю, наступила на мозоль, и от боли закричала: до, ре, ми, фа, соль..." Известная детская частушка вдохновила сразу несколько людей. Сначала Виктория Токарева написала рассказ, затем предложила Георгию Данелии совместно сочинить сценарий и поставить по нему фильм. Однако в итоге тогда Данелия поставил другой фильм, также по сценарию, написанному им с Токаревой, - <Мимино>. "Уже заканчивался подготовительный период к съемкам, как вдруг писатель Максуд Ибрагимбеков мне говорит: "А вот про вертолетчика у тебя был замысел лучше!". Дело в том, что года за три до этого мы с Резо Габриадзе эту историю проверяли на предмет того, можно ли из нее сделать фильм. Даже ездили на грузинский аэродром," - вспоминает Георгий Данелия. Тогда Данелия согласился с Ибрагимбековым и принялся за сценарий <Мимино>, а сценарий <Шла собака по роялю> взял Владимир Грамматиков. "Он мне очень понравился, - рассказывает режиссер. - Потом Георгий Николаевич и Токарева для меня его немного переделывали. Мы встречались полтора месяца каждый день. До обеда они делали для меня "Шла собака по роялю", а после обеда писали "Мимино". Фильм <Шла собака по роялю>, снятый в 1978 году, не был дебютным в карьере Грамматикова. У него за плечами уже была покорившая сердца зрителей комедия о юном воспитателе детского сада <Усатый нянь> (1977), а еще раньше - студенческая короткометражная лента <Тайфун, фас!> Уже тогда было видно, что Грамматиков создан для детского кинематографа. Между тем он далеко не сразу попал в кино. "Режиссура - мое третье образование. Сначала я закончил радиоаппаратуростроительный факультет Бауманского училища в Москве, потом актерский факультет ГИТИСа, потом работал в театре. Было такое время, когда соединили два курса - Козинцева и Ромма - и получился модный в Москве в 60-е годы Театр пантомимы. Потом ушел в армию. Сопровождал особо серьезные грузы. После армии решил поступать во ВГИК. Поступал пять лет кряду и поступил с пятой попытки". В конце концов Грамматиков все-таки добился своего и поступил на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Е. Дзигана), который окончил в возрасте 34 лет - в 1976 году. До перестройки Грамматиков снимал прекрасные фильмы - лирическую комедию <Все наоборот> (1981), мюзикл <Звезда и смерть Хоакина Мурьеты> (1982), приключенческий фильм <Вера, надежда, любовь> (1984), сказку <Мио, мой Мио> по повести Астрид Линдгрен (1984, совместно со Швецией и Норвегией). Затем наступили новые времена. Фильм <Сестрички Либерти> (1990, по сценарию Людмилы Улицкой), где Грамматиков сделал попытку эти времена отразить, был неоднозначно воспринят публикой и критикой. И в карьере Грамматикова, и в российском кинематографе наступил кризис. "Я три года был без работы, - признается режиссер. - Ощущение, скажу я вам, катастрофическое. Будто кто-то проходил, ногой задел шнур и выдернул из розетки. Я ждал, когда же меня включат". И "включили". Владимир Грамматиков вернулся в кино и оказался востребован, как мало кто другой. Ныне он - директор Киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького, художественный руководитель студии <Старлайт> (Россия-Швеция-Великобритания-Дания) и творческого объединения "Контакт", президент кинофестиваля детских фильмов в Артеке "Старлайт-фест", президент Международного фестиваля аудиовизуальных искусств для детей "Орленок", член жюри конкурсов студенческих фильмов, художественный руководитель детского телесериала "Улица Сезам": Но Грамматиков не превратился в "чиновника от кино". Он снова снимает "милые фильмы" - не только по собственным словам, но и по мнению зрителей и критиков. Картина <Маленькая принцесса> (1997) получила Гран-при и Большую Золотую медаль за лучшую роль на кинофестивале детских и юношеских фильмов, премию "Золотой Овен", приз Киноакадемии "Ника-98" в категории "лучшая операторская работа". А затем Георгий Данелия снова подарил Грамматикову свой сценарий, и получилась картина <Привет от Чарли-трубача> (1998), которая рассказывает о том, как важно верить в свои силы и добиваться поставленной цели. То есть делать ровно то, что всю жизнь делает Владимир Грамматиков. |