Считается, что первую подводную лодку построил и испытал на Темзе в 1620 г. голландский механик и физик Корнелий Ван-Дреббель. Деревянная лодка, обтянутая снаружи промасленной кожей, перемещалась под водой с помощью весел на небольшие расстояния, используя, по-видимому, сжатый воздух. В 1634 г. французский ученый, математик и философ, Сарен Мерсенн в своей книге советовал строить подводные лодки из меди, формой похожие на рыб, а оба конца их корпуса делать одинаково заостренными. Наш соотечественник Ефим Никонов, плотник из подмосковного села Покровское, в 1721 г. построил "потаенное судно", которое "в море в тихое время будет из снаряду разбивать корабли". На испытаниях присутствовал Петр I . Никонов собирался установить на своем подводном корабле "огненные трубы" - примитивные пороховые огнеметы, но смерть Петра I помешала его планам. Только в 1884 г. русский изобретатель С. К. Джевецкий установил на подводной лодке своей конструкции электродвигатель с новым в то время источником электрической энергии - аккумуляторной батареей. Усовершенствовалось и оружие для подводных лодок. В 1865 г. появилась самодвижущаяся мина-торпеда и торпедные аппараты, которые устанавливались снаружи на корпусе лодки. Первая русская боевая подводная лодка "Дельфин" была построена в 1904 г. на Балтийском заводе в Петербурге. В качестве двигателей на ней были установлены бензиновый мотор и электродвигатель. Особое место в русском кораблестроении занял подводный минный заградитель "Краб", по проекту инженера М. П. Налетова. "Краб" мог принимать на борт 60 мин. Впервые как род сил ВМФ русские подводные лодки заявили о себе в период 1-й мировой войны. Для уничтожения германских и турецких кораблей они применяли торпедное оружие и артиллерию. Создание подводного флота в советский период началось со строительства подводных лодок типа "Декабрист" , чьи технические характеристики соответствовали мировым стандартам того времени. Особого внимания заслуживает и прославленная подводная лодка типа "крейсерская". В ней было много технических новинок: автоматическое дистанционное управление системой всплытия и погружения, мощная радиостанция, позволявшая держать устойчивую связь в надводном положении из самых удаленных районов океана. Подводные лодки стали грозной боевой силой в годы Великой Отечественной войны. Кроме уничтожения вражеских кораблей, они ставили минные заграждения в водах противника, вели разведку, перевозили людей, грузы и горючее. Прорываясь через минные и сетевые заграждения, подводные лодки выстрелами извещали о числе потопленных кораблей противника, а их экипажам на берегу готовили обед с соответствующим количеством зажаренных поросят. Так рождались новые флотские традиции. В послевоенный период появился новый вид лодок - океанские. Они совершали плавания в самые отдаленные акватории Мирового океана. С середины 50-х годов началось создание океанского ракетно-ядерного флота. Стратегические подводные лодки вооружались баллистическими и крылатыми ракетами класса "корабль-земля" с ядерными боеголовками. Подводные лодки, предназначенные для борьбы с атомными подводными ракетоносцами и надводными кораблями противника, для разведки и дозорной службы, были вооружены ракетами класса "корабль-корабль" и торпедами. С появлением атомных энергетических установок подводные лодки стали действительно подводными, а не "ныряющими", какими, по существу, они были раньше. В феврале-марте 1966 г. группа атомных подводных лодок под руководством контр-адмирала А. И. Сорокина "подводную кругосветку". Конечно , новые условия плавания, прежде всего, большая продолжительность пребывания под водой, а также сложнейшая техника, установленная на подводных кораблях, предъявляют повышенные требования к морякам. Новому поколению подводников приходится всегда об этом помнить. |