Вы будете смеяться, но в клане Коппола новый кинорежиссер! Правда, на сей раз это не внук или внучка знаменитого режиссера Фрэнсиса Форда Копполы, а его супруга Элинор Коппола, которая известна как матриарх семейства и как создательница документальных фильмов о съемках – прежде всего картины о создании «Апокалипсиса сегодня». Вряд ли 80-летняя женщина планирует составить конкуренцию своей родне, но очевидно, что она не хотела уходить, не рассказав всему миру хотя бы одну художественную историю, которая созрела в ее душе.
Впрочем, нельзя сказать, что «Париж» – это напряженная постановка, заставляющая зрителей кусать губы в ожидании выбора Энн. Наоборот, картина у госпожи Коппола получилась нарочито расслабленная и призывающая наслаждаться жизнью здесь и сейчас, а не стремиться к чему-то далекому. Череда шикарных ужинов, потрясающие пейзажи, древнеримские постройки… Фильм смотрится не столько как кино, сколько как туристический путеводитель по Южной Франции. Энн и Жак так смачно наслаждаются путешествием, что хочется продать квартиру и потратить деньги на все то, что могут позволить себе герои благодаря кредитке Энн (у Жака финансовые затруднения, но он обещает, что все возместит в Париже). Как и принято в роуд-муви, путешествие главной героини из Канн в Париж – это способ разобраться в себе, оказавшись в непривычном месте. При этом Анна, по всей видимости, частенько находится в дороге, следуя шаг за шагом за своим мужем, точнее, перелетая на частном самолете из пункта А в пункт В. Метафора пути в случае семейной пары в фильме Элинор Копполы аккуратно подводит к тому, что дороги двух людей все же периодически могут расходиться, по крайней мере, для того, чтобы один из партнеров не терял себя в службе второй половинке. Режиссер нарочито навязывает героине своего фильма поездку на авто вместо перелета, принуждая ее сократить дистанцию по отношению к миру, перестать наблюдать за интенсивными буднями других и перейти в режим насыщения прелестями жизни: не фотографировать еду, а наслаждаться ее вкусом, как Жак, например. Анна в исполнении Дайан Лэйн под сочувствующим руководством флиртующего француза учится вновь получать удовольствие от пищи, от природы и от искусства.
Роуд-муви — это жанр-конструктор. Он дает режиссеру большое количество инструментов, мол, твори, как хочешь. И миссис Коппола сняла фильм-размышление. В нем римские акведуки чередуются с цветущей лавандой, разговоры о винах легко перетекают в обсуждения пороков и обратно. Но в ракурсах камеры, фотографиях главной героини и местах, которые проносятся за окном машины, скрывается куда больше смысла и мыслей, чем в разговорах о еде и случаях на работе. Эти полунамеки, легкая недосказанность делают фильм намного глубже и искреннее, чем может показаться на первый взгляд.
О главной героине стоит сказать отдельно. Режиссер не стала делать из нее женщину новой формации. В эпоху феминизма, кричащего в кино изо всех углов, героиня Дайан Лэйн не дружит с вампирами и оборотнями, не участвует в играх на выживание, не свергает действующие режимы. Ее выбор — тихий бунт против настоящего. Те же фотографии она делает не на смартфон, а на обычную «мыльницу», на шее носит не дорогое украшение, а кулончик с фотографией ребенка. И благодаря поездке, в которую она отправляется, у нее наконец-то появляется возможность взглянуть на настоящее без критики, снова почувствовать жизнь, а не ее слабое отражение.
|