- Жанр: комедия
- Режиссер: Гастон Дюпрат, Мариано Кон
- В ролях: Оскар Мартинес, Дади Бриева, Андреа Фриджерио, Нора Навас, Мануэль Висенте, Густаво Гарцон, Даниэль Каргеман, Иван Стейнхардт
- Страна: Аргентина, Испания
- Год производства: 2016
- Оригинальное название: Distinguished Citizen, The; Ciudadano ilustre, El
|
Аргентина-испанский «Почетный гражданин» режиссеров Гастона Дюпра и Мариано Кона – темная лошадка в нашем прокате, его очень легко не заметить. Но для тех, кто интересуется ситуацией в современном авторском кино, скажу так: темной лошадкой был этот фильм и на Венецианском фестивале. Однако в итоге критики приняли его довольно радушно: он получил Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль. Не остался «Гражданин» незамеченным и на премии «Гойя» (главная кинематографическая премия Испании), где он стал лучшим латиноамериканским фильмом. Что еще? Ах, да – именно его выдвигали на «Оскар» от Аргентины.
«Художник не принимает мир таким, каков он есть. Он изменяет его в своих картинах, переписывает в своих книгах», - вот вам навскидку одна из фраз фильма. Кажется понятной, не так ли? Но как обманчива эта простота! На самом деле, перед нами спор о художественном методе – выбирая его, любой художник-писатель-сценарист всегда расплачивается своей собственной шкурой. Тот, кто никогда не пробовал писать САМ, никогда не сможет понять, о чем же идет беседа, и почему авторам фильма эти беседы важны. Почему они не желают сокращать казалось бы неуместные монологи, тормозящие и без того едва плетущееся действие. А штука в том, что им (авторам) было глубоко наплевать на это самое действие. Им, как и их герою, хотелось высказаться. Хотелось поспорить. Трудно сказать, насколько Даниэль это осознает, но он приезжает, чтобы упиться горем. И он провоцирует скандалы, засуживая на конкурсе картину признанного художника (плохого, но уважаемого и влиятельного!), занимаясь ни к чему не обязывающим сексом с молодой поклонницей, которая надеется, что знаменитость вывезет ее из «тухлого местечка», и произнося некорректные спичи. Отлично зная родные края, Мантовани понимает, что сеет ветер. И он закономерно пожинает бурю, поскольку в Саласе ему и без того страшно завидуют, а многие еще и считают его предателем, так как он годами наживался на мрачных зарисовках о городке, ничем не помогая согражданам. Тягомотность ленты вызвана не только ее персонажами, но и ее сюжетом. Двухчасовая лента лишь после истечения 80 минут в полной мере начинает нагнетать драматизм. Конечно, трудно представить себе, что захолустные жители быстро раскочегарятся и ополчатся на мировую знаменитость, но в таких случаях надо жертвовать реализмом во имя зрительского удовольствия и художественной силы. Конфликт – основа подобного кино, и его нельзя приберегать для финала.
|