«Он хотел бы так умереть – на мосту по пути в Кремль, от пули материального врага» - говорили о нем родные. На экраны вышел «Слишком свободный человек» - фильм-байопик о Борисе Немцове, собравший в первый же день полные залы в кинотеатрах. Все пришли ради одной цели, узнать, как же было все на самом деле.
И, если первый фильм (режиссер Зося Родкевич Эстония/Россия) пытается раскрыть происходящее глазами самого бывшего губернатора Нижнего Новгорода, то во втором Владимир Кара-Мурза собирает целое соцветие прямой речи – Юмашев, Дьяченко, Жанна Немцова, Михаил Касьянов, Владимир Буковский, Нина Зверева, Ирина Хакамада, Сергей Доренко и т.д. «Реформатор, пользующийся популярностью в народе», «Хороший человек и любит людей», «Тот, кто доказал, что успешный политик может быть хорошим человеком» звучало в фильме. Кричевская собрала комментарии Татьяны и Валентина Юмашевых, Михаила Фридмана, Михаила Прохорова, Олега Сысуева, Григория Явлинского, Виктора Ющенко, Сергея Ястржембского, Михаила Ходорковского, Михаила Касьянова, Альфреда Коха, Алексея Навального, Ирины Хакамады, Владимира Рыжкова, Раисы и Жанны Немцовых, Евгения Киселева, Дмитрия Муратова. Постоянно в фильме звучит голос самого Немцова, а также Бориса Николаевича Ельцина и Владимира Владимировича Путина. Поэтому фильм начинается с того момента, когда молодой еще Борис Ефимович баллотируется в народные депутаты на выборах 1989 года. Нам сообщают, что он во время избирательной кампании не стеснялся признаваться в своей национальной принадлежности (да!), а еще обещал избирателям не врать. Воистину патриархальные нравы царили в России на заре демократических преобразований! Благодаря такому нехитрому пиар-набору можно было избираться в высшие органы власти. Потом хронологический скачок – и Борис Ефимович уже губернаторствует в Нижнем Новгороде, играет в теннис с царственным покровителем лучшей игры в маленький мячик. Ельцин называет Немцова своим преемником, тот режет патрону правду-матку прямо в глаза и автобусами возит в Москву петиции за мир в Чечне.
Ее респонденты достаточно объективны, они не захваливают героя картины, многие из них указывают на ошибки (зачастую просто роковые), которые совершал Немцов на всем протяжении своей карьеры. Отмечая его личные достоинства, они говорят, что политик из Немцова вышел не самый хороший (Рыжков, Кох, Явлинский, Фридман, Навальный). Так что его поражение в поединке с таким мастером политического дзюдо, как Путин, выглядит абсолютно закономерным. А настоящим приговором политикам типа Немцова в России звучит характеристика, данная руководству партии СПС после предвыборной кампании 2003 года: гламурные хипстеры.
А кто же еще? Кому мог не угодить этот милейший человек? Его личная жизнь, деловые и политические связи не дают ни малейших оснований предполагать иную причину. Это месть диктатора. Даже приличия ради Кричевская не рассматривает альтернативных версий. А тут еще в финале песня Макаревича. Так что, кто уж тут усомнится! Вообще стоило бы завершить фильм чем-нибудь еще более пафосным. Представьте себе, как прозвучали бы здесь аккорды «Вы жертвою пали в борьбе роковой» в исполнении Александра Градского.
|