Даже как-то неловко начинать рассказ о прыжках бэйсджамперов (парашютистов, стартующих не из самолета, а с крыш башен, вершин вышек и высоких скал) с банальностей о вечном желании человека летать. Но от этого никуда не денешься, покорение воздуха – действительно идея-фикс человечества. И вроде бы многое в этом направлении нам уже удалось, мы давно не воспринимаем авиаперелеты как чудо, спасательная вертолетная авиация в крупных мегаполисах удивляет ничуть не больше пожарных машин или карет скорой помощи, а с парашютом сегодня может прыгнуть любой желающий после кратчайшего курса подготовки, только заплати в кассу аэроклуба, но все это уже не то, кроме ощущения полета человеку еще нужен адреналин и чувство конечности и хрупкости своего существования. Не каждому человеку, но существенной части жителей планеты.
Разумеется, зрители давно знают, что документальное кино – это не просто видеохроника, его сценарий имеет то же строение, что и основание игровых фильмов, но в случае «Выхода» это правило нарушается. Все дело в том, что обстоятельства в жизни автора постоянно складываются так, что от планов приходится отказываться и работать, что называется, с листа. Едва режиссер Антон Калюжный берется рассказывать о своем пути на вершины бэйса, как попадает в страшную катастрофу, которая едва не оставляет его обездвиженным до конца жизни. Только в кадр попадает любопытный собеседник вроде французского спортсмена, как приходится сообщать, что спустя несколько месяцев после беседы его не стало. Стоит кого-то вывести в центр повествования, как этот человек понимает что-то важное о своей жизни и уходит в менее рискованные виды спорта. орой картину портит явный дилетантизм автора – его закадровый текст монотонен и далек от совершенства профессиональных дикторов, упор на прыжки лишает зрителя удовольствия наблюдать за их подготовкой, внезапный, неуклюжий и нарочитый уклон в православие откровенно ничем не обоснован, кроме как желанием подвести под желание лететь хоть какой-то базис. Но эта же «любительщина» делает фильм очень живым, зритель действительно смотрит за тем, чем живут обычные люди, за тем, как они говорят, что думают, чего боятся и от чего бегут. Лента в итоге становится не хроникой нескольких отдельных трюков, а историей людей, бросающих вызов обыденности и находящих успокоение там, где у других сердце уходит в пятки от одной мысли о прыжке.
Разумеется, картина «Выхода нет» вряд ли займёт какое-то высокое место в чарте фильмов про выживание. Однако в данном случае это неважно: «Выхода нет» – это абсолютно одноразовое кино, не претендующие на след в истории, однако очень неплохо развлекающее своего зрителя. К тому же при всей своей невзыскательности и предсказуемости, фильм получился очень суровым, жестоким и динамичным. А уж когда я узнал, что на производство этой ленты было потрачено лишь пять миллионов долларов, почти все претензии отпали автоматически. Хоррор-режиссёр Джон Эрик Даудл продемонстрировал настоящее экономическое чудо, и за копейки снял поучительное зрелище, на которое не стыдно потратить свободный вечер .
|