Грустно наблюдать за тем, как умирает целый жанр, тем более так любимый поклонниками, но стоит признать: псевдодокументальные картины сегодня в лучшем случае испытывают тяжелейший кризис, а в худшем – мокьюментари вполне можно объявлять трупом, а все выходящее в прокат в последние два-три года – не более чем миазмами мертвеца. Жанр был по-своему хорош, он подарил нам несколько часов незабываемых ощущений, настоящего ужаса и удовольствия от принятия новых правил игры, но со временем псевдодокументалистика превратилась в столь жалкие поделки, что запоминать названия новых ужастиков и фантастических триллеров, выполненных в данном жанре, просто нет желания. Это мусор, на который жалко тратить время и деньги.
«Грейсфилд» с самого начал бьет наотмашь, но не в том смысле, в каком воздействуют на зрителя открывающие сцены «Стражей галактики», «007: Спектр» или какого-нибудь «Кингсмана». Нет, автор с первых минут устанавливает планку разумности и серьезности своей истории. Главный герой в автокатастрофе теряет глаз и взамен потерянного органа зрения собирает себе искусственный. С камерой. От iPhone. Внутри. Если это такая попытка объяснить логику, почему персонажи все подряд снимают даже в самые страшные и опасные моменты, то она никуда не годится – мало того что подобный эксперимент не выглядит простым инженерным решением, так еще и моргание куда-то пропало. Так что осмысленности такой ход не прибавил, а вот слабоумие сценария продемонстрировал. правда, удается пугать, и используемые приемы добиваются ожидаемого воздействия на зрителя. Но чем дальше, тем все больше в «Грейсфилде» появляется узнаваемых шаблонов, и их нагромождение вызывает несколько иной эффект. Хоррор перманентно изменяется, то подстраиваясь под фильмы о снежном человеке, похищающем собак и людей, то намекает на безумие начальника Мэта, то вводит в игру пришельцев. На этом Рэтхи не останавливается. В его фильме сходят с ума мобильные телефоны и записывают на видео происходящее, по кухне летает всякая утварь, воздушные шарики «путешествуют» по подвалам и кукурузным полям, а на телевизоре видны помехи и проступающие сквозь них таинственные символы. Плюс с братом Джессики (Алекс С. Нати) творится что-то неладное. Все это приводит к тому, что хоррор «взламывается» изнутри и то, что, по идее, должно вызывать как минимум испуг, предстает безоружным и вполне забавным в своей едва скрываемой нелепости. Так на территорию «Грейсфилда» проникает комедийная составляющая, и она базируется не на метких или лобовых шутках, а на сумбурном жонглировании шаблонами и подчеркнуто очевидной «дальновидности» героев. Впрочем, нехватка предусмотрительности персонажей хорроров нередко служит отправной точкой для их приключений, у Рэтхи наивность Мэта и его друзей лишь допустимо нарочито выставляется на всеобщее обозрение.
|