Сын красного командира и красавицы из интеллигентной семьи, Ролан Быков унаследовал от отца бунтарскую кровь, а от матери - любовь к искусству. Более ста ролей, за которые, хотя и запоздало, в 1990 году, он получил звание народного артиста. Несколько режиссерских работ - и каких! <Айболит-66>, <Семь нянек>, <Внимание: черепаха>, <Автомобиль, скрипка и собака Клякса>, <Чучело>. Неутомимая общественная деятельность - от секретаря правления Союза кинематографистов м народного депутата тогда еще СССР до президента Международного фонда развития кино и телевидения для детей и юношества. <Я, пожалуй, выполнил почти все профессии, о которых мечтал в детстве, - признавался Ролан Антонович. - Когда-то мечтал играть на флейте - в результате сочинил несколько песен, вальс. Я мечтал когда-то быть учителем - я преподаю. Я мечтал когда-то быть поэтом - я пишу. Я очень мечтал быть писателем - и я, по-моему, стал писать довольно сносно...> В середине 50-х годов Ролан Быков пришел в Студенческий театр МГУ. Немногим позже, в 29 лет, попав на должность главного режиссера в театр Ленинского комсомола, Ролан стал самым юным главным режиссером театра в стране. Правда, проработал он там недолго и в результате разногласий с труппой вынужден был уйти. И, войдя в штат Мосфильма, практически полностью переключился на кино. Всесоюзную актерскую славу Ролану Быкову принесла роль Акакия Акакиевича Башмачкина в <Шинели>. <Моя первая любовь, мое рождение, моя судьба, мое счастье, мое призвание>, - отзывался актер об этой роли. Среди удачных работ Быкова в 60-е можно назвать также <Я шагаю по Москве>, <Вызываем огонь на себя>, <Звонят, откройте дверь> и, конечно же, роль скомороха в великом <Андрее Рублеве> Андрея Тарковского. К началу 70-х годов Ролан Быков уверенно входил в когорту любимых актеров советских кинозрителей. О масштабах этой любви говорит уже то, что многие фразы, сказанные героями Быкова в самых разных фильмах, ушли в народ: "Эх, Морозова!" (<Вызываем огонь на себя>), "обои полетим" (<Служили два товарища>), "жмот я, Петрыкин" (<Большая перемена>), "Улица Койкого" (<По семейным обстоятельствам>) и многие другие. А фильмы <Комиссар> и <Проверка на дорогах>, где он сыграл главные роли, вышли на экран только в перестроечные 80-е. Не все гладко было и в режиссерской работе: очередной фильм Быкова, <Внимание, черепаха>, с трудом удалось пробить на экран. В одной из лучших своих режиссерских работ, картине <Чучело>, вышедшей на экраны в 1984 году, Быков чуть ли не первым показал правдивую жизнь подростков. В 1986 году этой картине была присуждена Государственная премия. В том же году Ролан Антонович сыграл и одну из лучших своих киноролей - в фильме К. Лопушанского "Письма мертвого человека", получившую на разных фестивалях восемь призов. Уже зная о своем недуге, опухоли на легких, Ролан Антонович беспрерывно курил. Лежа в больнице, с капельницей, думал о том, что надо снимать. До последнего вздоха работал над своей картиной <Портрет неизвестного солдата>. Уже находясь в реанимации, хотел, чтобы с экранов монитора сняли работу его сердца, его сосудов, крови. Хотел включить эти кадры в фильм. Не успел: |