Лондонский метрополитен - первая в мире подземная железная дорога, движение на которой было открыто 10 января 1863 г. Первую ее линию возводила компания Метрополитен (в переводе - Столичный). Название компании как нельзя лучше подошло к наименованию нового вида коммунального транспорта. В те времена железная дорога уже получила признание и осуществляла перевозки пассажиров и грузов во многих странах мира, поэтому предложение лондонского адвоката Чарльза Пирсона о сооружении подземной городской железной дороги нашло горячих сторонников. Идея была реализована в невиданно короткие по тем временам сроки - за неполные четыре года. Первая линия Педингтон-Федингтон-стрит протяженностью 6,5 км была задействована с применением паровозной тяги - самого совершенного вида тяги того времени. В течение 27 лет метрополитен эксплуатировался на паровозной тяге, и только 18 декабря 1890 года подземная магистраль была переведена на электрическую тягу. Первая электрифицированная подземная магистраль соединила район Сити с Южно-Лондонской железной дорогой, чем было обеспечено надежное транспортное сообщение деловых кварталов центра с южной частью Лондона. Эксплуатация первых метрополитенов значительно осложнялась большой задымленностью, удаление дыма из тоннелей было одной из самых сложных проблем. Отдельные участки старались строить открытыми, а там, где это было невозможно, оборудовали в больших количествах вентиляционные люки. Первый участок, сооруженный закрытым способом ведения работ, был построен по проекту инженера Берлоу в 1870 г. Правда, условия сооружения лондонского метрополитена способом глубокого заложения были весьма благоприятные, так как грунт там в основном глинистый, водонепроницаемый, не требующий производства больших гидроизоляционных работ. Первый метрополитен показал огромные преимущества перед наземным транспортом и стал быстро развиваться. В дальнейшем к строительству метрополитена были привлечены новые компании, что привело к некоторой разнотипности сооружений и разобщенности линий. И только в 1933 году вся сеть Лондонского метрополитена была передана специально созданной дирекции городского транспорта. Это позволило стандартизировать типы устройств и сооружений, применять при строительстве единые нормативы. Уже через двадцать лет, к концу 1953 года, были проложены новые линии, которые соединили разобщенные участки. В результате образовалось внутреннее кольцо вокруг деловых кварталов Лондонского Сити, получившее название Сёкл Лайн (кольцевая линия). Сегодня лондонский метрополитен насчитывает 275 станций общей протяженностью более 408 километров. Каждый поезд за год проходит дистанцию, равную семи расстояниям от Лондона до Сиднея, а количество пассажиров, которые за год хотя бы раз пользуются лондонской подземкой, примерно равно населению Австралии - 18 миллионов человек! Все эти люди за 1999 год совершили 930 миллионов поездок, то есть примерно столько же, сколько все железные дороги Великобритании, вместе взятые. Самое напряженное движение пассажиров - на станции Виктория: ежедневно в утренние часы здесь по двадцати пяти эскалаторам входят в метро более 30 тысяч человек. А всего каждый час лондонское метро пополняется 150 тысячами пассажиров - правда, слава Богу, в метро они не остаются, иначе бы там очень скоро стало нечем дышать. Впрочем, лондонская подземка все равно настолько перегружена, что дышать там все труднее и труднее, несмотря на систему кондиционирования с производительностью около 2500 кубометров воздуха в секунду. Повышенная запыленность, недостаточная освещенность, засоренность вестибюлей и перронов, наверное, не создают у пассажиров лондонского метро хорошего настроения при пользовании этим современным инженерным сооружением. Но ехать-то надо! |