Эллингтон Эдвард Кеннеди, более известный как Дюк Эллингтон (от англ. Duke - герцог) - американский пианист, композитор, аранжировщик, руководитель собственного джаз-оркестра родился 29 апреля 1899 в Вашингтоне и, прожив очень длинную и интересную жизнь, скончался 24 мая 1974 в Нью-Йорке. Музыке Эллингтон начал обучаться с 7 лет, в 1914 поступил в Armstrong High School, в 1917 зачислен стипендиатом в Pratts" Institute of Applied Arts в Бруклине, где занимался живописью, но вскоре решил целиком посвятить себя музыке. Чтобы заработать денег на оплату образования, работал барменом, рисовал рекламные плакаты и афиши, выступал в барах как исполнитель регтаймов. В 1918 организовал ансамбль, с которым успешно концертировал в Нью-Йорке. В 1924-1925 Эллингтон записал свои первые грампластинки. В 1927 организовал оркестр для регулярных концертов в знаменитом гарлемском Коттон-клубе. В этот и последующий периоды оркестр Эллингтона выступал под названиями: DUKE ELLINGTON AND HIS FAMOUS ORCHESTRA, WASHINGTONIANS, CHICAGO FOOTWARMERS и другими. С 1933 неоднократно гастролировал в Европе (в 1971 в СССР). В январе 1943 оркестр Эллингтона открыл серию концертов в нью-йоркском Карнеги-холле исполнением четырехчастной композиции Black, Brown and Beige (анонсированной как <Первая симфония <Дюка> Эллингтона>); в 1951 состоялся концерт в театре Метрополитен-опера, на котором прозвучала эллингтоновская Harlem Suite; 1955 - исполнение композиции Night Creature в Карнеги-холле, 1957 - исполнение совместного сочинения Эллингтона и Б. Стрэйхорна Such Sweet Thunder в Таун-холле. 50-60-е годы - период интенсивной концертной деятельности оркестра Эллингтона, участия в радиопрограммах, фильмах, джазовых фестивалях, многочисленных гастролей по США, Европе, Азии и Латинской Америке. Эволюция стиля Эллингтона тесно связана с творческой деятельностью работавших вместе с ним музыкантов-импровизаторов. Ранние записи - Birth of Big Band Jazz (1924) или Trombone Blues (1925) - еще не отличаются яркой индивидуальностью. Многие аранжировки для ансамбля WASHINGTONIANS обнаруживают влияние традиционного джаза. В 1927 Эллингтон отказался от следования привычным стандартам, начав свои смелые эксперименты в области оркестрового сочинения, композиции и аранжировки. Самобытный <эллингтоновский> стиль сформировался в 30-е годы. Оркестр превратился в коллектив солистов, основным методом работы которого стало совместное композиторское творчество музыкантов, причем законченность каждой создаваемой композиции служила лишь отправной точкой для ее дальнейшего импровизаторского переосмысления. С именами участников эллингтоновского оркестра - <Баббера> Майли, <Кути> Уильямса и Дж. <Трики Сэма> Нэнтона - связана разработка специфических приемов игры на духовых инструментах (различные сурдинные эффекты, имитация человеческого голоса, грэул-манера - извлечение хриплых, рычащих звуков и т. п.). Отсюда возникла одна из наиболее своеобразных стилевых концепций Эллингтона - так называемый <стиль джунглей>. Другой тип выразительности воплотился в <стиле настроения>, отличающемся утонченностью и изысканностью оркестрового колорита, блюзовой окрашенностью звучания. Влияние академической музыки, тяготение к монументальности и усложненности форм ощущается в композициях <концертного стиля>. Эллингтон является также автором нескольких балетов и оперы (1946). Введение в джаз крупных концертных форм, совершенствование джазовой техники, опыты в сфере синтеза джаза и симфонической музыки, развитие традиционных джазовых стилей и разработка целого ряда новых самобытных стилевых концепций; создание оркестра особого типа - коллектива импровизирующих солистов; обращение к латиноамериканским и африканским ритмам - вот далеко не полный перечень заслуг Эллингтона как величайшего джазового реформатора прошлого века. |