Елена Всеволодовна Санаева родилась 21 октября 1943 года в Куйбышеве. В 1966 году окончила ГИТИС и поступила в Театра-студию киноактера в Москве. С того же года она снимается в кино: ее первая роль - Люся в фильме <Генерал Рахимов>. Отец Елены, Всеволод Васильевич Санаев, народный артист СССР, первую роль сыграл в фильме <Волга-Волга>, с 1917 года он был секретарем правления Союза кинематографистов СССР. А мужем Елены четверть века был Ролан Быков, с которым они воспринимались как единое целое. У обоих было нелегкое детство. Для Ролана Быкова, уроженца Киева, который с четырех лет жил с родителями и братом в Москве, ранние годы пришлись на войну. Детство его, частично прошедшее в эвакуации, было дворовым и бесшабашным, к тому же у него были сложные взаимоотношения с отцом, ушедшим из семьи. Что же касается семьи Санаевых, то они во время войны потеряли сына, и мать Елены на долгие годы погрузилась в тяжелейшую депрессию. "Когда мы жили вот в этой уже в многокомнатной квартире, она рассказала анекдот, и пришли и спрашивали, кто такая, молодая, почему не работает - и у нее началась мания преследования. Она попала в психиатрическую больницу на полгода. Ну лечили тогда жестоко, шоками лечили инсулиновыми, у нее была попытка суицида там, ее вытащили из петли в туалете. Вот и депрессия эта осталась на всю жизнь", - рассказывает Елена. Путь Быкова и Санаевой к взаимной любви растянулся на долгие годы. И не только потому, что Ролан был на 13 лет старше Елены. Испытание сценой каждый из них перенес по-своему. Быков провалился при поступлении в ГИТИС, но не смирился и вскоре стал студентом Щукинского училища. Его талант очень быстро нашел своих поклонников, а фанатичная преданность профессии сделала одним из лучших учеников. Санаева без особых усилий поступила в Театральный институт. Однако лишь на третьем курсе педагоги признались ей, что если бы знали, кто отец Елены, - никогда бы не взяли. "Не было во мне ничего, что могло бы сказать о том, что я как бы подготовлена, из какой-то там актерской семьи, за идиотическую непосредственность, скажем так, взяли меня и все". К моменту, когда Быков и Санаева встретились, у обоих за плечами был опыт работы в кино. Быков уже сыграл свои звездные роли в таких картинах, как <Мертвый сезон>, <Вызываем огонь на себя>, <Служили два товарища>. Санаева сыграла в фильме Аиды Манасаровой <Главный свидетель> по рассказу Чехова <Бабы>. По поводу этого рассказа Толстой писал автору, что ему удивительно удалось создать образ современного Тартюфа. "Роль вполне трагедийная, но сам фильм получился посредственным, прошел вторым, третьим экраном, его не заметили. Правда, специалисты добрым словом отметили мою актерскую работу, - рассказывает Елена. - Мне Ролан говорил как-то: "Ты замечательная актриса, я взорву тебя, я взорву тебя, и все увидят, какая ты актриса, а-а, все увидят, какая ты актриса и тебя уведут от меня>. Вот, и: так для меня ничего и не придумал и не сделал. Но тут такое дело: или принимаешь это или нет. Я приняла. Ну, наверное, но не настолько, что бы разрушиться. Но, между прочим могло бы и <Приключений Буратино> не быть, если бы я не проявила характер..." Сейчас Елена Всеволодовна Санаева больше занимается не актерской работой, а документальной режиссурой. Один его фильм рассказывает о журналисте Юрии Росте, второй (двухсерийный) - о кинорежиссере Алексее Германе, снимающем в Чехии фильм по повести братьев Стругацких <Трудно быть богом>. Она назвала свой фильм <Трудно быть Германом>. И Санаевой быть очень непросто. И все же она сама называет свою жизнь счастливой. "Незадолго до своего ухода Ролан сказал: <Боже мой, неужели мы женаты с тобой двадцать пять лет? Я наговориться с тобой не успел!> Мне очень импонирует сказанное Жераром Филипом. Когда его спросили, что он думает о браке, он ответил: <Брак - это продолжительная беседа>. Это счастье бывает не у каждого в жизни. У меня -было". |