Оливье Ассайас, один из наиболее заметных современных французских режиссеров, родился 25 января 1955 года в Париже. Он начал карьеру в качестве критика в культовом журнале "Les Cahiers du Cinema", как и многие другие видные деятели французского кино: Жан-Люк Годар, Клод Шаброль, Франсуа Трюффо. Здесь Ассайас проработал с 1980 по 1985 годы и стал членом редколлегии этого издания. В эти же годы он снимает свои первые четыре короткометражные картины, а в 1984 году, по поручению редакции, отправляется на Тайвань и становится, таким образом, одним из европейских "первооткрывателей" нового китайского кино. К "большому" кино Ассайас подбирается тоже сначала со стороны текста: он пишет сценарии для фильмов Андре Тешине <Свидание> (Rendez-Vous, 1984 приз за лучшую режиссуру Каннского фестиваля) и <Место преступления> (Le Lieu du Crime, 1985, в главной роли Катрин Денев, официальная конкурсная программа Каннского фестиваля). Первая самостоятельная картина Оливье Ассайаса <Беспорядок> (Desordre, 1986) отчасти перекликается с лентами Тешине, повествуя в манере "черного фильма" о "потерянном поколении" молодых людей 1980-х годов. <Зимний ребенок> (L"Enfant de l"hiver, 1989) - его вторая работа, еще более мрачная и безысходная. Его следующие фильмы - <Париж пробуждается (Paris s"eveille, 1991), <Новая жизнь> (Une nouvelle vie, 1993), <Холодная вода> (L"Eau froide, 1994), Ирма Веп (Irma Vep, 1996), <Конец августа, начало сентября> (Fin aout, debut septembre, 1998) - далеки от коммерческого признания, однако неизменно вызывают восторг кинокритиков, отмечающих тщательную проработку сценария и диалогов, безукоризненную сюжетную линию и удивительно тонкий психологизм картин. Режиссер приглашает исключительно начинающих или неизвестных актеров, для которых фильмы Ассайаса зачастую становятся стартовой площадкой для начала успешной карьеры. Первой по-настоящему большой работой режиссера становятся <Сентиментальные судьбы> (Les Destinees Sentimentales, 2000, в ролях Шарль Берлинг, Изабель Юппер). Бюджет почти трехчасовой исторической фрески превысил 100 миллионов франков, в ней занят ряд известнейших актеров французского кино, а сама картина представляла страну на Каннском фестивале 2000 года. Ассайасу, как и другим французским режиссерам (Арно Деплешен, Доминик Моль), тогда не повезло - жюри возглавлял Люк Бессон, известный своим негативным отношением к излишней "говорливости" и "занудности" национального кинематографа, под влиянием которого все французские фильмы того года были полностью проигнорированы. Через два года Ассайас вернулся в Канны с фильмом и буквально потряс каннскую аудиторию совершенством формы и туманностью исключительно мрачного содержания. В начале триллер о борьбе корпораций за копирайт на японскую порноанимацию, к середине фильм превращается в кибертриллер, основанный на предательстве, насилии и преследовании. Готовя к Каннам этот изобретательный фильм, Ассайас, по-видимому, знал заранее, кто будет президентом жюри: полон цитат из фильмов Дэвида Линча <Малхолланд драйв> и <Шоссе в никуда>. Однако приза картина так и не получила. Впрочем, в запасе у Оливье Ассайаса есть несколько престижных наград, среди которых приз имени Жана Виго за фильм <Париж пробуждается>, приз КНФ на фестивале в Роттердаме за фильм <Ирма Веп> и приз на фестивале в Сан-Себастьяне за фильм <Конец августа, начало сентября>. Оливье Ассайас также является автором нескольких киноведческих монографий, в том числе <Гонконгское кино> (1984) и <Беседы с Бергманом> (1990). |