Луис Бунюэль родился 22 февраля 1900 года в Испании. Сын богатых землевладельцев, он получил образование у иезуитских священников, затем поступил в Университет Мадрида, где подружился с Сальвадором Дали, Лоркой и другими будущими интеллектуалами Испании. В 1920 году он основал киноклуб при университете, один из первых в Европе. В 1925 году поехал в Париж, был принят студентом в Академии Кино, а через год был назначен помощником режиссера Жана Эпстайна. В 1927 году в течение трех дней Бунюэль и Сальвдор Дали написали сценарий для короткого сюрреалистического фильма <Андалузский пес>, который был снят за две недели. 24-минутный фильм состоял из серии не связанных друг с другом образов и был с энтузиазмом встречен на специальном показе перед сюрреалистами Парижа, которые приняли Бунюэля и Дали в свои ряды. В 1930 году Бунюэль снял фильм <Золотой век>, в котором заложил основы для большинства своих будущих картин. Его свирепые нападки на церковь, элиту, мораль среднего класса, станут для него миссией на много лет вперед. Сальвадор Дали начал было помогать Бунюэлю писать сценарий, но два юных испанца расстались после дня или двух обмена идеями (правда, имя Дали осталось в титрах). Следующий фильм Бунюэля <Земля без хлеба> стал последним перед долгим перерывом. С 1933 по 1935 годы Бунюэль дублировал американские фильмы для компаний Paramount и Warners, сначала в Париже, а затем в Испании. В 1935-36 годах он был исполнительным продюсером в четырех фильмах. На следующий год снял документальный фильм <Мадрид 36>, составленный из выпусков новостей. В 1938 году, когда в Испании бушевала Гражданская война, Бунюэль отправился в Голливуд в качестве технического советника, но когда стало ясно, что Франко выигрывает войну, остался без работы. Бунюэль прибыл в Нью-Йорк и начал работать в Музее Современного Искусства. Здесь, скомбинировав выпуски новостей и документальные материалы, он составил полнометражный антинацистский фильм, который так и не был выпущен. Затем он работал над серией пропагандистских фильмов об Американской армии. После еще одного остановленного проекта, на этот раз во Франции, Бунюэль уехал в Мексику в 1947 году и там возобновил свою работу режиссера после столь долгого перерыва. Внешне Бунюэль, казалось, выполнял требования коммерческого кино, принимал проекты, предлагаемые продюсерами, и выдавал развлекательные фильмы. Но лихорадка прошлого снова стала проникать в работы, сначала в скрытом виде, как в <Забытых> (1950), а потом в полную силу - в фильмах <Назарин> (1959) и <Виридиана> (1961). Последний фильм был произведен с благословления испанского правительства и под строгим надзором цензоров. Только после того, как фильм вышел, режим Франко увидел его смысл, и фильм был сразу же запрещен. Самые известные и блестящие работы, полные обличительного пафоса, режиссер создал в конце жизни: <Скромное обаяние буржуазии> (1972), <Призрак свободы> (1974) и <Этот смутный объект желания> (1977; премия "Оскар"). Последние годы жизни мастер, удостоенный призов за вклад в мировое киноискусство на кинофестивалях в Сан-Себастьяне (1977), Москве (1979), Венеции (1982), провел в Мексике. Умер Луис Бунюэль двадцать лет назад - 29 июля 1983 года. <Скромное обаяние буржуазии> - небрежная пощечина, данная с легкой руки главного киносюрреалиста французскому обществу. На протяжении всего фильма мы наблюдаем повторяющееся действо - компания немолодых мужчин в сопровождении милых дам ищет, где бы они могли спокойно поужинать. Однообразие не успевает наскучить, поскольку каждое пребывание за столом начинается и заканчивается для героев весьма неожиданно. Безжалостное нагромождение всевозможных препятствий, мешающих предаться чревоугодию, со вкусом приправлено черным юмором по рецепту самого режиссера. Сны, в том числе двухслойные, воспоминания и отвлеченные размышления скрывают сюжетную линию фильма, оставляя один лишь голод как единственную примету реальности, ибо только он в одинаковой степени присущ всем. Композиционно фильм <Скромное обаяние буржуазии> весьма прост и понятен, однако и в нем Бунюэль остается верен себе: легкой походкой ведет зрителя по тонкой грани между обыденным и нереальным, утонченным и экстравагантным, сатирическим и трагичным. |