Американский критик Леонард Молтин точно определяет суть этого знаменитого фильма: <Если это - не одна из величайших когда-либо снятых картин, то, несомненно, один из величайших примеров киноповествования, удерживающего интерес на протяжении почти четырех часов>. Лента, пятидесятилетний юбилей которой пышно отметили пятым по счету выпуском в прокат отреставрированной копии на широком формате со стереозвуком (до этого празднества дожила из основных участников съемок только актриса Оливия Де Хэвилленд), продолжает привлекать внимание не в одной лишь Америке, а во всем мире. Излюбленный американский жанр частной мелодрамы на фоне общественных катаклизмов помещен в исторический контекст этапных для Америки событий. Вместо более точного по смыслу перевода <Развеяно ветром> у нас не случайно прижилось название <Унесенные ветром>. Оно сентиментальнее и романтичнее, намекает на судьбы двух любовников-соперников, не желающих уступить друг другу. А <Развеяно ветром> - все-таки о другом: о безвозвратно ушедшем времени Старого Юга, мире богатых усадеб Атланты, процветавших благодаря рабовладению, о неминуемом ходе Истории, которая вмешивается в жизнь страны и отдельных людей. Банальный <ветер эпохи> развеял иллюзии и надежды тех, кто пытался сохранить в неприкосновенности уже отживший уклад общества. Картина, в постановке которой на разных этапах принимали участие Джордж Кьюкор, Уильям Кэмерон Мензиес, Сэм Вуд, Хауард Хоукс и даже сам продюсер Дейвид Селзник, получила восемь премий <Оскар> (в том числе за фильм, режиссуру, сценарий, главную женскую роль, впервые в истории была отмечена чернокожая исполнительница второплановой роли Хэтти Макдэниел). А также почетную медаль вручена Мензиесу за художественное использование цвета. Наконец, на той же оскаровской церемонии Селзник удостоился премии имени Эрвинга Г. Талберга, приравниваемой к <Оскару>. Дополнительное своеобразие этого факта заключается в том, что известна фраза Талберга, сказанная им в 1936 году киномагнату Луису Майеру: <Забудь об этом, Луис. Ни один фильм о Гражданской войне никогда не принесет даже пятицентовика>. Но лента <Унесенные ветром> считается до сих пор одной из самых кассовых в истории американского кино. К 1943 году она имела свыше $32 млн сборов (при бюджете чуть более $4 млн, учитывая расходы на рекламу), а в последующие выпуски в прокат увеличила эту сумму до $76,7 млн. Но если исходить не из абсолютных цифр кассовых сборов, а принять в расчет инфляцию курса доллара и изменение цен на билеты, при подобном пересчете получается, что фильм <Унесенные ветром> сейчас имеет $863,3 млн. И почти на $100 млн опережает картину <Звездные войны>, которая в 1997 году с невероятным успехом повторно была выпущена в прокат, но все равно не достигла показателей самого популярного произведения американского кино. В 1976 году, когда впервые показали <Унесенные ветром> по американскому телевидению, по подсчетам социологов аудитория составила около 130 млн зрителей. А в 1993 году был создан <сиквел> (на прямой римейк американцы все-таки не решаются) - телевизионный минисериал <Скарлет> на основе романа, продолжающего литературное произведение Маргарет Митчелл. Фильм <Унесенные ветром> явился вершиной творчества американского режиссера Виктора Флеминга (23. 02. 1883-06. 01. 1949), в прошлом автогонщика и фотографа. Впрочем, у него были и другие весьма удачные картины, например, знаменитый <Волшебник из Оз> (1939), приключенческая драма <Красная пыль> (1932), экранизации приключенческой классики <Остров сокровищ> (1934, по Стивенсону) и <Отважные капитаны> (1937, по Р. Киплингу), драмы из жизни летчиков - <Летчик-испытатель> (1938, номинация на <Оскар> за лучший фильм года), <Парень по имени Джо> (1943). Последние ленты Флеминга, такие как: <Приключение> (1946) и <Жанна д'Арк> (1948) не имели успеха. |