Это случилось 1 июня 1676 года. Тогда в самом разгаре была датско-шведская война: две скандинавские державы в очередной раз боролись за господство в Балтийском море. Шведская эскадра выстраивалась в кильватерную колонну, чтобы следовать к месту подхода объединенного датского и голландского флота и еще раз померяться силами с заклятым врагом. На этот раз надежды на успех были велики, ведь у шведов появился новый, мощнейший и прекрасно вооруженный корабль, не имевший равных в Европе. Казалось бы, ничто не предвещало трагедии, как вдруг <Кронан>, флагманский корабль королевского флота Швеции, неожиданно накренился на левый борт, взорвался, и останки корабля пошли на дно на траверзе острова Оланд, унеся в морскую пучину 800 человек. Погиб и сам командующий эскадрой, адмирал Лоренц Кройц. Это было первое плавание в новом качестве незадачливого адмирала, которого король назначил на пост командующего в результате очередной дворцовой интриги. Выброшенное на берег тело Кройца нашли жители Эландских островов, которые и опознали его по печати, найденной в кармане. Только пятидесяти морякам с флагмана удалось спастись. Среди них был Андерс Спаррфельт, о спасении которого ходят легенды. В момент взрыва 31-летний шведский майор стоял на главной палубе. Взрывом его подняло на пятьдесят метров вверх, он пролетел над мачтами двух вражеских кораблей и приземлился на паруса шведского корабля "Дракон". Гибель <Кронана> была самой крупной и страшной катастрофой в истории шведского флота, если не считать не менее загадочную гибель другого шведского корабля - "Вазы", перевернувшегося в первый же свой выход в море. И "Кронан", и "Ваза" строились как большие флагманские корабли, над ними работали лучшие морские архитекторы Европы, они были богато разукрашены, в обоих кораблях были предусмотрены каюты для короля и его свиты, и оба погибли при первом же выходе в море. Правда, корабли существенно различались размерами: по длине киля <Кронан> превосходил <Вазу> вдвое; по количеству вооружения - втрое (общий вес орудий на судне составлял 240 тонн), но и людей там погибло гораздо больше: <Ваза> шла в море с минимальным экипажем в 50 человек... Для шведов потеря "Кронана" стала национальной катастрофой. Швеция проиграла морское сражение Дании и потеряла контроль над южными водами Балтики. Что послужило причиной взрыва - до сих пор загадка. Еще в 1680-1686 годах с корабля было поднято до 60 бронзовых орудий при помощи примитивного спасательного колокола. В 1980 году шведский исследователь морских глубин спустился под воду и обнаружил <Кронан> на глубине 26 метров. На корабле было обнаружено несколько десятков тысяч прекрасно сохранившихся старинных предметов: навигационные приборы, утварь, бронзовые и золотые украшения, золотые дукаты египетской, турецкой, сирийской чеканки. Большой интерес для исследователей представляют и человеческие останки, которые сегодня исследуются известным остеологом Эббой Дюрингом. Особое внимание ученого привлекла фигура одного из офицеров корабля. В его камзоле был найден кошелек с монетами, а на одном из пальцев - массивное золотое кольцо. Возможно, что это сын адмирала, 26-летний Густав Кройц. Это предположение косвенно подтверждается обнаруженным следом от травм в коленной чашечке, характерной для кавалеристов. Дело в том, что Густав был капитаном кавалерии. Очевидно, в тот злополучный день он сопровождал отца в боевой поход... |