У героев картины нет прошлого - авторы скрывают подробности биографий персонажей, чтобы не отвлекать зрителя от собственно мелодраматических поворотов сюжета. Нет у героев и будущего - конец сталинских 40-х не оставляет свободы выбора молодым, влюбленным и счастливым. Есть лишь настоящее, наполненное подробностями послевоенного быта - такого, каким видит его молодой режиссер. Вместо реконструкции прошлого здесь - фантасмагорическая условность, наполненная ностальгическими воспоминаниями. "Ретро допускает взгляд со стороны - можно фантазировать..." - говорит Котт. Смотреть такое кино приятно: красивая картинка (работа оператора Петра Духовского) и блестяще подобранные типажи создают идеальную атмосферу. Картину <Ехали два шофера> поставили на студии Сергея Сельянова СТВ, принесшей на наши экраны <Братьев> и <Сестер>, <Особенности национальной рыбалки> и <Операцию СНГ>. Ее режиссер Александр Котт родился в Москве в 1973 году. После окончания школы работал фотографом. Первая работа в кино так и называлась - <Фотограф> (1997). Эта короткометражная лента сразу же получила признание на международных кинофестивалях. В 1997 году Котт занимался на курсе Анджея Вайды в Кракове. В 2000 году окончил ВГИК, мастерскую Владимира Хотиненко. Его следующей работой стала еще одна короткометражная лента <Пугало> (2000), снятая при участии кинокомпании СТВ. А осенью 2001 года Александр Котт закончил свой первый полнометражный фильм <Ехали два шофера>. На фестивале "Киношок" в Анапе лента была удостоена приза "За лучшую режиссуру". Картина родилась из песни "Чуйский тракт", ее действие развивается в конце 40-х годов. Создатели фильма изучали эпоху и даже провели расследование: оказалось, что герои песни Колька Снегирев и Рая существовали на самом деле. Роль Кольки Снегирева - легендарного шофера - исполнил Павел Деревянко. Павел родом из Таганрога, учился в Киеве, потом приехал в Москву. Закончил режиссерский факультет Гиттиса (мастерская Л. Е. Хейфеца). Получил главные роли в спектаклях Российского Академического молодежного театра (<Шинель>, <Герой>), сыграл Бегемота в <Мастере и Маргарите> Театра имени Станиславского (режиссер Сергей Алдонин). Работа в кино для него стала дебютом: "В момент, когда Саша Котт пригласил меня в кино, я репетировал в проекте Олега Меньшикова <Кухня>, - рассказывает актер. - Предложение было столь лестным, что пришлось оставить <Кухню> и уехать в тайгу на два с половиной месяца. Это было лучшее времяпрепровождение за многие, многие годы. Было холодно, но жутко приятно. Познакомился с умопомрачительными девицами, сыграл две свадьбы, пил, немного буянил, гонял на "Амке" 1942 года выпуска. В общем, все было как полагается...". А его подругу Райку сыграла двадцатилетняя студентка театрального ВУЗа Ирина Рахманова. На вопрос корреспондента газеты <Известия> - на кого рассчитан "Ехали два шофера" - Александр Котт отвечает: "Для меня до сих пор загадка, кто будет смотреть этот фильм. Мне просто показалось, что это интересно - снять кино про людей, которые, как и мои родители, были молоды после войны. Это было их самым счастливым временем: тяжело с продуктами, приходилось постоянно работать, но оставался послепобедный дух, желание жить. Отец тогда стал моряком, и пройтись в бескозырке и клешах по набережной было для него чем-то невероятным. Сейчас, как я думаю, есть все, кроме того желания жить". В фильме много деталей тех лет. - "Это работа художника. Мы изучали материал. На Урале многое сохранилось в неприкосновенности - ничего даже делать не пришлось. Правда, аэродром для фильма пришлось строить заново: Мы не пытались пригладить то время, скорее сделали кино вне времени. Можно по-разному подходить к тем годам: скрупулезно воссоздавать быт или показывать, как плохо тогда жили люди (в реальности ведь была катастрофа). Но с другой стороны, они - повторяю - жили счастливо. Про таких счастливых людей мы и снимали кино". |