Рэп впервые громко заявил о себе в 1979 году в Штатах песней Rapper's delight, исполненной группой афроамериканцев Sugarhill Gang, обращенной ко всему человечеству: "Скажи привет черным и белым, коричневым и желтым". Но тогда же возникло и другое направление рэпа. На характерном сленге "черных" эти песни призывали к борьбе и пытались пробить стену, отделяющую черных от белых. Певцы взяли себе в качестве псевдонимов традиционные мусульманские африканские имена. Попытка восстановить утерянные корни привела в своем крайнем проявлении к движению "Нация ислама" И. Мухаммеда, возглавляемому сейчас скандально известным Луисом Фарраханом и утверждающему полное превосходство черной расы над белой, якобы являющейся порождением дьявола. Таким образом, культура рэпа с самого начала развивалась в двух направлениях. Одно определялось приверженцами идей Мухаммеда и Фаррахана. Совсем другое - рэп, направленный на устранение всех и всяческих барьеров. При этом мир песен остается тем же: бедные черные кварталы, наркотики и тюрьмы, насилие полиции, удовольствие и музыка, секс и любовь. Но если "черные гетто" Америки, породившие рэп, находятся обычно в центрах городов, а богатые люди часто предпочитают спокойные окраины, то ситуация во Франции прямо противоположная. Этот порядок стал складываться сразу после войны, когда возникла необходимость разместить многочисленных иностранных рабочих, приехавших восстанавливать страну, а также молодых крестьян, хлынувших в большие города в поисках работы. Тогда и стали строиться высотные спальные районы в пригородах, и постепенно возникла общая политика отправлять бедных на окраины, чтобы очистить от них города. Именно эта среда и восприняла рэп как способ выражения своих чувств, отчаяния и надежд. Классовые противоречия здесь гораздо сильнее расовых. В отличие от американского рэпа, французские группы включают в себя музыкантов самого разного происхождения. IAM - одна из самых известных французских рэп-групп - состоит из арабов, итальянцев, испанцев, греков и африканцев, которые признают только одно происхождение - спальные районы Марселя. Лидер группы Чилл (Акенатон) решительно отмежевывается от американского рэпа. Самый известный представитель французского рэпа - MC Solaar, родом из Сенегала. Прекрасно образованный, талантливый поэт, MC Solaar решил доказать, что рэп тоже может быть литературой, и высокого качества. Его концерты собирают тысячи поклонников. Он живет в шикарном районе, его подруга - звезда местной эстрады. Однако на вопрос, какова первая реакция на него людей его района, он отвечает после длительного молчания: "Во всяком случае, они уверены, что мы - чужаки, иностранцы. Мы для них - не французы. Даже родившись во Франции и став знаменитым, ты всегда здесь будешь чужим и иностранцем". Еще одно значительное рэп-явление во Франции - группа NTM с северной окраины Парижа Сен-Дени. Аббревиатура (как и в случае IAM) может расшифровываться по-разному, но наиболее частое толкование - это первые три буквы грубого ругательства. Имидж "плохих парней" для NTM очень важен и старательно поддерживается. Они особо люто ненавидят прессу как рупор того самого общества, которое загнало их в условия "окраин-гетто", а теперь рассматривает с брезгливым интересом. По мнению NTM, хип-хоп должен изо всех сил стараться противостоять растущему фашизму, хотя это и не должно становиться единственным содержанием песен. В 1991 году в песне <Черные и белые> NTM заявили, что Ле Пен (лидер Национального Фронта Франции) и Луис Фаррахан - это две стороны одной и той же медали, борьбы за ненависть. Группа Minister Amer, состоящая из пяти парней африканского происхождения, находится ближе остальных к американскому рэпу. Именно ими была исполнена музыка к нашумевшему фильму <Ненависть> (1995), сразу запрещенная к трансляции по радио. Герои фильма - араб, еврей и африканец. Они все - одного "окраинного" происхождения. Цвет кожи им безразличен. Minister Amer поют о "культуре отщепенцев", эмигрантов второго и третьего поколения, так и не принятых страной, в которой они родились. Это во многом относится и к французскому рэпу в целом. Для французов нет "черного" или "белого" рэпа. Есть просто "планета хип-хоп" и ее жители. |