Джон Хьюстон, сын актера Уолтера Хьюстона, отец актрисы Анджелики Хьюстон, режиссера Дэнни Хьюстона и сценариста Тони Хьюстона, родился 6 августа 1906 года. С трехлетнего возраста выступал в водевилях со своим отцом. Бросил школу в 14 лет, чтобы стать боксером, и позднее выиграл любительский чемпионат Калифорнии в легком весе. В 19 лет дебютировал на сцене, но, не выдержав оседлой жизни, уехал в Мексику, где служил офицером в кавалерии. В 1930 последовал за отцом в Голливуд, чтобы стать сценаристом. Не дождавшись успеха, уехал в Европу, где влачил полуголодное существование, зарабатывал уличным пением в Лондоне, ночуя в Гайд-Парке, изучал живопись в Париже. В 1938 Хьюстон вновь попытал счастья в Голливуде, на этот раз успешно. Написал сценарии к ряду классических картин, например, <Иезавель> (1938), трижды за два года выдвигался на премии <Оскар> как сценарист, в том числе за свой режиссерский дебют, <Мальтийский сокол> (1941). Фильм продемонстрировал склонность Хьюстона к тонкой иронии и положил начало теме, проходящей через многие его последующие работы, - теме поиска, часто обреченного на неудачу самими его участниками. После мелодрамы <В этом наша жизнь> (1942) он продолжил ту же тему блестящим триллером <Через Тихий океан> (1942). Призванный в армию перед съемками финальной сцены, в которой Хамфри Богарт оказывается в усадьбе, окруженной японскими солдатами, Хьюстон велел утроить количество солдат, забаррикадировать все выходы, и уехал, оставив своему преемнику записку: <Я в армии. Богарт знает, как выбраться>. Хьюстон любил розыгрыши, мужские развлечения, дружеские компании и выпивку, что наложило отпечаток на большинство его фильмов. Он был профессиональным рассказчиком и, не жертвуя стилем, опирался в своих картинах на крепкий литературный сценарий, яркий, остроумный диалог и актеров со столь же сильными индивидуальностями, как и его собственная. Сняв во время войны ряд документальных фильмов, Хьюстон с триумфом вернулся к художественному кино лентами <Сокровище Сьерра-Мадре> (1948, <Оскары> за сценарий и режиссуру) и <Ки Ларго> (1948). Триллер <Асфальтовые джунгли> (1950, номинации за сценарий и режиссуру) был этапным фильмом в обращении Голливуда к реальной жизни и реальным персонажам. После изуродованной цензурой антивоенной картины <Алый знак доблести> (1951) и вызова, брошенного Хьюстоном Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности, он уехал в Англию, где снял ряд своих шедевров. <Африканская королева> (1951, номинации за сценарий и режиссуру) -приключенческий фильм, классика жанра. Фильм <Мулен Руж> (1952, номинации за режиссуру и лучший фильм) о жизни художника Тулуз-Лотрека основан на его рисунках. Картина <Одолеть дьявола> (1953) с блеском пародирует гангстерское кино, экранный образ Хамфри Богарта и ряд традиционных для Хьюстона тем. <Моби Дик> (1956) - еще один классический приключенческий фильм, стилизованный под старые морские гравюры. Продолжив работу в Голливуде с 1957 фильмом <Бог знает, мистер Аллисон>, Хьюстон тем не менее проводил большую часть времени в Ирландии, где занимался живописью и выращивал лошадей (позднее, в 70-е годы, он переехал в Мексику). Среди его последующих картин выделяются драма <Неприкаянные> (1961), детектив <Список Адриана Мессенджера> (1963), сюрреалистический вестерн <Жизнь и времена судьи Роя Бина> (1972) и еще один классический приключенческий фильм, <Человек, который хотел быть королем> (1975). Сыграв небольшие роли в ряде собственных фильмов, он начал в 70-е годы много сниматься у других режиссеров. Выдвигался на <Оскар> как актер за фильм <Кардинал> (1963). Среди его лучших ролей - респектабельный гангстер в фильме Романа Поланского <Китайский квартал> (1974). Джон Хьюстон достойно закончил свой долгий творческий путь - драмой <Под вулканом> (1984), пародийным гангстерским триллером <Честь семьи Прицци> (1985, номинация за режиссуру) и давно задуманной, поэтичной экранизацией рассказа Джеймса Джойса <Мертвые> (1987). Перед самой смертью участвовал, как сценарист и исполнительный продюсер, в работе над фильмом <Мистер Норт> (1988) по роману Торнтона Уайлдера <Теофил Норт>. Фильм был поставлен его младшим сыном Дэнни Хьюстоном. |