Эпиграфом к этому фильму могли бы стать слова Льва Толстого: <Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства. Как не любить, не лелеять воспоминания о ней... > Соловьев вопреки всему решил сделать фильм о счастливом детстве. Лето. Старая усадьба. Первая любовь, поражающая, как солнечный удар. Улыбка Моны Лизы, высвеченная проектором. Не слишком обременительные сельские работы. Самодеятельный спектакль - постановка лермонтовского <Маскарада>. Очарования и разочарования, знакомство с другими и с собой. Горе любви без взаимности и грусть от того, что лето проходит. Не сюжетные перипетии определяют характер повествования, а именно состояние счастья, которое слагается из множества малозначительных пустяков, нечаянных и ожидаемых слов, красоты природы, веления чувств - вот что оказывается здесь главным. Эту гармонию окружающего мира нужно почувствовать, ощутить, вобрать в себя, чтобы мимолетные настроения, обиды, обманы не породили отчаяния. В этом возрасте все так хрупко, а происходящее с тобой так легко переходит границу между благостью и катастрофой. Ведь только потом, спустя годы, можно будет осознать, что именно здесь шло твое формирование в человека, и что то, что происходило с тобой, переживают все твои сверстники. В те детские дни каждый - единственный, и от улыбки девочки, от поступка друга, от взгляда учителя зависит все. Этот мир Соловьев строит по законам искусства и при участии искусства. Он словно хочет дать ответ на вопрос, почему столь важна эта прививка культуры. Именно она способна избавить юного человека от одиночества, подарить ему чужой опыт, переживаемый как свой, личный. Культура и природа - помощники и спасители для тех, кто понял их мудрость и красоту. Уводя своих героев из города, помещая в волшебный, почти что изолированный мир, Соловьев рассказывает притчу, в которой правят законы красоты, эмоционального и душевного взросления, встречи с гармонией, которая должна стать охранной грамотой в жизни каждого человека. Митя Лопухин - эмоциональная, нервная натура. За одно лето он проходит путь от обыкновенного остроумного мальчишки до юноши, тонко чувствующего окружающий мир и способного на высокое, одухотворенное чувство, в то же время болезненно реагирующего на то, что кажется ему потрясениями в судьбе. Не правы те, кто считает, что отроческие страсти в фильме <Сто дней после детства> облегчены и олитературены, что авторы пытаются спрятаться за культурными ассоциациями от острых и сложных проблем, волнующих современных подростков. Нужно видеть во взаимоотношениях героев ленты то, что заставляет ребят обращаться к произведениям искусства. <Маскарад> не ради маскарада, хотя авторы и иронизируют над этим "маленьким театром". Необходимо на самом деле "воспитание чувств", в чем без помощи искусства не обойтись. Каждый из ребят ищет объяснение своего характера, самого себя, других людей и мира вокруг. Лопухин может сыграть Арбенина потому, что сам любит. Он произнесет слова роли Арбенина ("Тебя любить - за то ль, что целый ад ты в грудь мне бросила?..") спокойно, не выдавая происходящего внутри него. И будут аплодисменты. Что же дальше? Митя теперь может говорить от имени самого себя. Он имеет право сказать Лене о любви. Он доказал, каков сам, и каков его противник Глеб. А Лена должна выбрать. "...я хотел бы сказать тебе обо всем именно здесь, пока лето не кончилось...". Без этого письма невозможно вступление героя в новую жизнь. История требует завершения, потому что все на свете кончается. Закончатся и сто дней - Митю ждет юность. В финале фильма ребята запускают в синее небо бумажный змей и следят за ним. Прошло сто дней. Прощание с детством: |