Греческое слово "холокост" означает "всесожжение". Оно было впервые использовано будущим лауреатом Нобелевской премии мира, писателем Эли Визелем как символ газовых камер и концентрационных лагерей смерти. Сегодня этим термином называют политику нацистской Германии, ее союзников и пособников по преследованию и уничтожению евреев в 1933-1945 годах. После всемирной премьеры в 1978 году одноименного американского многосерийного телевизионного фильма термин <холокост> активно применяется для названия музеев, мемориалов и образовательных центров. В Израиле и некоторых других странах используется также термин шоа (Shoah, на иврите означает "ужас"). Около десяти лет назад Фонд Шоа, учрежденный Стивеном Спилбергом, начал работу по созданию архива Холокоста, по сбору и фиксации воспоминаний людей, выживших в нем. Первый фильм из задуманного цикла - <Последние дни> Джона Молла, представляет собой свидетельства шести жертв Холокоста - их рассказы авторам фильма дома - в США, и своим детям в местах пережитых трагедий - в Освенциме, в Плашове. Монологи прерываются слезами, порой вступают в полемику друг с другом. Бывшая заключенная Освенцима, девочкой выбравшая для субботних молитв самое скрытое от глаз место лагеря - туалет, рассказывает, что прекратила разговаривать с богом, когда увидела, как охранник ударил головой о кузов машины маленького ребенка... Старик-историк утверждает, что еврей не имеет права винить в произошедшем Бога, потому что сам преступил основной закон - быть лояльным к государству, в котором живешь, лишь до того момента, пока государство лояльно к тебе. Будущие жертвы слишком ценили сиюминутное благополучие и отказывались признать угрозу. Во время Второй Мировой войны нацисты и их пособники убили около шести миллионов евреев - треть нации. Оправданием геноцида стали расовые теории нацистов; евреи были объявлены "антирасой", "недочеловеками". К осени 1938 года нацистская политика в отношении евреев достигла стадии полного вытеснения евреев из жизни Германии. Были организованы погромы, во время которых сжигали и уничтожали синагоги; еврейские предприятия подвергались разграблению, а видные еврейские дельцы - арестам. На евреев был наложен коллективный штраф в один миллиард марок; был санкционирован захват еврейского имущества, передвижение было ограничено определенными районами и определенными часами. По приказу полиции безопасности евреев заставляли носить желтую звезду на груди и на спине. Нацистское преследование евреев в Германии до войны, хотя оно было жестоким и безжалостным, не идет, однако, ни в какое сравнение с политикой, проводимой во время войны на оккупированных территориях. Первоначально эта политика была схожа с той, которая осуществлялась и внутри Германии: все евреи должны были проходить регистрацию, их заставляли жить в гетто, они должны были носить желтую звезду, и их использовали для рабского труда. Летом 1941 года, однако, начали разрабатываться планы "окончательного решения" еврейского вопроса в Европе. Это "окончательное решение" означало уничтожение всех евреев, которое, согласно угрозам Гитлера, в начале 1939 года должно было явиться одним из следствий разразившейся войны; для проведения в жизнь этой политики был организован специальный отдел гестапо, который возглавлял Адольф Эйхман. В некоторые страны были направлены германские миссии, которые должны были организовывать отправку евреев в лагеря уничтожения в Германию. Из одной только Венгрии к концу 1944 года 450 тысяч евреев были умерщвлены в Освенциме. Сам Эйхман подсчитал, что в результате проводившейся политики было убито 6 миллионов евреев, из которых 4 миллиона было убито в пунктах для истребления людей. Мрачные показания о массовых убийствах евреев были представлены Нюрнбергскому Трибуналу. <Когда Возрождение вторглось в пустыню католического средневековья, - писал Василий Гроссман в романе <Жизнь и судьба>, - мир тьмы зажег костры инквизиции. Их огонь осветил не только силу зла, но и картину гибели его. В двадцатом веке обреченный гибели старый национальный уклад физически отсталых и неудачливых государств зажег костры Освенцима, люблинских и треблинских крематориев. Их пламя осветило не только краткое фашистское торжество, это пламя предсказало миру, что фашизм обречен. К антисемитизму прибегают перед неминуемым свершением судьбы и всемирно-исторические эпохи, и правительства реакционных неудачливых государств, и отдельные люди, стремящиеся выправить свою неудачную жизнь>. |