В 1934 году при Палате представителей Конгресса США была создана Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности. Одним из видов такой деятельности комиссия считала содействие коммунизму и его пропаганду. Во время войны союзничество с СССР не позволяло Комиссии подступиться к американским коммунистам. Но в 1946 году, когда в Конгрессе взяли власть республиканцы, а в мире началась "холодная война", комиссия активизировалась. Среди художественной интеллигенции США членов компартии и сочувствующих было немало. Семена коммунистических идей пали на благодатную почву. Великая депрессия вызвала разочарование в капитализме. Советский Союз, о реальном положении в котором американцы имели очень слабое представление, издалека выглядел истинной альтернативой миру капитала, раем для трудящихся. То, что компартия США получала деньги и инструкции из Москвы через Коминтерн, держалось в строжайшей тайне от ее рядовых членов. Коммунисты казались многим интеллигентам естественными союзниками в их стремлении к социальной справедливости. В 30-е годы творческие работники Голливуда тоже начали объединяться в профсоюзы, которые существуют до сих пор и именуются гильдиями. Коммунисты сыграли в этом немалую роль. Основателем и президентом гильдии сценаристов, например, стал коммунист Джон Говард Лоусон. Конечно, голливудские партийцы сильно отличались от своих российских собратьев. Они верили в то, что при коммунизме по-настоящему расцветут демократические свободы, которые, по их мнению, попирались в Америке, что исчезнет расизм и наступит подлинное освобождение труда. Вера эта была наивной, основанной на неосведомленности, но искренней. В Голливуде в 30-40-е годы делались десятки "социально значимых" фильмов, критиковавших Америку. Советский Союз это одобрял, хотя и осторожно, прокат был ограничен: ведь у зрителя мог возникнуть вопрос - почему это под гнетом капитала так свободно создаются фильмы, критикующие "буржуазное общество"? В 1947 году началась кампания чистки с целью разоблачения коммунистов в Голливуде. Кино для начала выбрали потому, что Голливуд был на виду, и можно было поднять изрядный шум. 20 октября 1947 года Комиссия, одним из членов которой был Ричард Никсон, начала публичные слушания в Вашингтоне, широко освещавшиеся в прессе. Главным вопросом, который задавала комиссия, было: "Являетесь ли вы или являлись раньше членом компартии?" Если человек говорил "да", от него немедленно требовали назвать имена других, известных ему коммунистов. Коммунисты решили на вопросы не отвечать, защищаясь Пятой поправкой к Конституции, которая, в частности, гласит: "Никого нельзя принуждать свидетельствовать против самого себя". В Голливуде был создан Комитет по защите свободы слова, и его члены поехали в Вашингтон. Среди них были крупнейшие режиссеры Уильям Уайлер и Дон Хьюстон, кинозвезды Хамфри Богарт и Джин Келли. Из 19 человек Комиссия допросила всего 11. 10 "коммунистов" держались как партизаны и на вопросы не отвечали. Одиннадцатый - немецкий драматург Бертольт Брехт - нарушил солидарность. Он счел за лучшее честно ответить Комиссии, что в партии никогда не состоял, и быстро покинул Америку. Палата представителей проголосовала за то, чтобы признать поведение "голливудской десятки" презрением к Конгрессу, что наказывается заключением под стражу. В тюрьму, сроком на один год, вся "десятка" попала в 1950 году, после долгих слушаний и апелляций. А вместе с ними за решеткой отбывал срок их главный враг, бывший председатель Комиссии Парнелл Томас, севший за финансовую нечистоплотность. Имена "голливудской десятки" облетели весь мир: сценаристы Далтон Трамбо, Ринг Ларднер-младший, Сэм Орнитц, Лестер Коул и Джон Говард Лоусон, писатели Алва Бесси и Альберт Мальц, продюсер Адриан Скотт и режиссеры Эдвард Дмитрык и Герберт Биберман. Кроме Конгресса, от изгоев отвернулись родные киностудии. Их руководители сначала сопротивлялись Комиссии, но затем поняли, что фильмы могут начать бойкотировать. Испугавшись за свою репутацию и доходы, 50 крупнейших киномагнатов в ноябре 1947 года подписали письмо, где осуждали коммунизм и обязались не пользоваться услугами "левых". Так возникли печально известные черные списки, куда попали сотни киноработников. Черные списки принесли немало горя. Потеря работы вела к отчаянию, было даже несколько случаев самоубийств. Но отвергнутые кинематографисты в большинстве нашли выход из положения. Они стали писать сценарии под чужими именами (в 1976 году кинодраматург Уолтер Бернстайн описал эту ситуацию в сценарии <Подставное лицо>). Черные списки просуществовали до 60-х, а потом постепенно сошли на нет. Наступила бурная эпоха борьбы за гражданские права негров, антивоенных протестов, студенческих волнений, сексуальной революции, и либерализм в Голливуде снова расцвел пышным цветом. |