Ее настоящие имя и фамилия - Фрэнсис Этель Гамм. Родилась Фрэнсис 10 июня 1922 года в Гранд-Рапидс (Миннесота) в артистической семье и в два с половиной года (!) дебютировала в водевильном шоу <Детишки Гамм>, где уже тогда выделялась среди своих сестричек талантливым исполнением знаменитой песенки <Колокола джунглей>. Амбициозная мать упорно продвигала своих детей в кино и в 1935 году добилась, чтобы их посмотрели на студии <Метро-Голдвин-Мейер>. По легенде, Джуди - тогда еще Фрэнсис - не успели ни переодеть, ни причесать; но именно естественная непринужденность девочки и привлекла Луиса Мейера, подписавшего с ней контракт без кинопроб - единственный случай за всю историю компании. Так <МГМ> <удочерила> 13-летнюю Гарленд. Отныне студия взяла ответственность за ее жизнь, судьбу, образование. Она училась вместе с Ланой Тернер, Джекки Кутаном, Диной Дурбин, ничем среди них не выделяясь, пока на торжестве по случаю дня рождения Кларка Гейбла не исполнила песенку <Вы заставляете меня вас любить>, покорив искушенную аудиторию кинематографистов, а затем и простых американцев, в сериале <Семья Гарди> и, конечно, сыграв незабываемую Дороти в сказочном <Волшебнике из Оз> (1939). Из милой, непосредственной, шаловливой умницы - нам этот образ больше знаком по русскому пересказу как Элли из <Волшебника Изумрудного города>, - взрослея, Гарленд превращалась в девушку американской мечты. Она так и не выросла до конца: детскими остались всю ее короткую жизнь ясные карие глаза с изумлением и обидой взирающие на мир и так контрастирующие с ее вывернутыми <негроидными>, эротическими губами. Студия не дала Джуди Гарленд права на собственную жизнь. Она не только не имела права выбора фильмов, но <МГМ> даже диктовала актрисе, с кем дружить, встречаться, кого любить. Совершенно случайно Гарленд обнаружила, что единственная <внестудийная> подруга, с которой она снимала квартиру, была нанята студией. Даже мать девушки рапортовала Мейеру обо всем, связанном с дочерью. А ее первый брак с оркестрантом Дэвидом Роузом, не одобренный <МГМ>, был вскоре расторгнут. Гарленд не успела оглянуться, как ее ежедневный рацион уже состоял из целого коктейля таблеток: для похудания, для сна, для поддержания бодрости духа и работоспособности... Зависимость от лекарств, которых требовалось все больше и больше, не могла в конечном итоге не привести ее к зависимости от наркотиков. Однако при этом любимица публики - в 1940 г. Гарленд вошла в десятку наиболее популярных актрис Америки - вовсе не являлась любимицей студии. С ней было связано слишком много проблем: опоздания, болезни, долговременные пребывания в больницах, нервные срывы. В 1951 году <МГМ> расторгла контракт с ней. Отвергнутая кинематографом, Гарленд посвятила себя концертной деятельности, выступая в Карнеги Холл и лондонском Палладиуме. Но ни эмоционально, ни физически создать новой карьеры уже не смогла. Смерть актрисы от случайной передозировки снотворного 22 июня 1969 года стала трагическим комментарием к деятельности Голливуда, превратившего в жертву одно из собственных чад. Живая, обаятельная, непосредственная, с хорошим, чуть хрипловатым голосом, особенно привлекательным в низком регистре, со своеобразной эмоциональной манерой пения, затем скопированной ее дочерью Лайзой Миннелли, Джуди Гарленд была очень хороша в музыкальных комедиях и мелодрамах: <Для меня и моей девушки> (1942), <Встретимся в Сент-Луисе> (1944), <Летние гастроли> (1950). В ее игре - теплой, искренней, чуть ироничной (она считалась одной из самых остроумных голливудских актрис), все чаще проступала грусть. Одна из последних работ Джуди в кино оказалась связанной с трагедией. Свидетельница на <Нюрнбергском процессе> С. Крамера (1961) - потерянная, жалкая и одновременно мужественная женщина, прошедшая через ад нацизма, запомнилась всем. Очевидно, маленькой Дороти, побывавшей в волшебной стране Оз, единственной девочке, получившей специального Оскара за лучшее исполнение женской роли, пришлось пройти долгий путь, чтобы на закате своей кинокарьеры так сыграть эту роль. |