Фильм <Кто подставил кролика Роджера>, один из рекордсменов мирового кинопроката, возник благодаря альянсу фирм Стивена Спилберга и Уолта Диснея. Фильм Роберта Земекиса создал новый способ привлечь аудиторию самых разных возрастов. Сам Уолт Дисней в свое время пробовал сочетать мультипликацию с игрой живых актеров. Кроме того, этот прием был блистательно использован в ряде сцен мюзикла Джина Келли <Приглашение к танцу> (1956). Но только продюсер Стивен Спилберг и его ученик, режиссер Роберт Земекис, догадались построить всю картину на подобном принципе. Частный детектив Эдди Вэлиент (по-английски valiant - храбрец) помогает кролику Роджеру, персонажу мультфильма, доказать его непричастность к убийству владельца анимационной киностудии Марвина Акме. Авторы ленты продемонстрировали уникальный профессионализм: мультипликация Ричарда Уильямса и визуальные эффекты Кена Рэлстона были удостоены премий "Оскар"; кроме того, в том же 1988 году фильм получил "Оскара" за монтаж и специальную премию. Созданный в эпоху постмодернизма, фильм полон иронических цитат, отсылок, заимствований. Детективный сюжет является очень смешным парафразом на темы триллеров и "черных фильмов" 40-х годов - от <Мальтийского сокола> до <Двойной страховки>. Злодей-судья с "говорящей" фамилией Дум (Рок) перекочевал из комиксов. Популярные герои мультфильмов (в том числе диснеевские утенок Дональд, слоненок Дамбо) должны напомнить зрителям знакомые с детства ленты. А специально придуманный забавный, отчаянный кролик Роджер - комический вариант знаменитого Багза Банни из мультсериала компании Уорнер Бразерс. В ленте можно без труда обнаружить и пародийную перекличку ряда сцен с современными "крутыми боевиками". В титрах фильма не указано, что роль роковой красавицы Джессики, жены кролика Роджера, озвучивала Кэтлин Тернер, снимавшаяся у Земекиса прежде в картине <Роман с камнем>. А ее вокальную партию исполняла актриса Эми Ирвинг, кстати, тогдашняя жена Стивена Спилберга. Режиссер картины, ныне уже пятидесятилетний Роберт Земекис, дебютировал в кино короткометражкой <Лифт> (1972). Еще в Калифорнийском университете Земекис познакомился с Бобом Гэйлом, своим будущим соратником и сценаристом многих совместных картин. Их первой общей работой стал битломанский фильм <Я хочу взять тебя за руку> (1978), исполнительным продюсером которого был Стивен Спилберг. Вместе с Гэйлом Земекис написал сценарий для военной комедии Спилберга <1941> (1979). Первые два полнометражных фильма (второй из них - комедия <Подержанные автомобили>, 1981) не сделали Роберта Земекиса известным, зато привлекли к нему внимание Майкла Дугласа, который предложил ему стать режиссером фильма <Роман с камнем> (1984). На вершину же успеха Земекиса и Гэйла вознесла знаменитая фантастическая трилогия <Назад в будущее> (1985-1990), снятая ими для компании Спилберга Эмблин Энтертейнмент. Сотрудничество со Спилбергом продолжилось и на телевидении в сериале <Удивительные истории> (NBC, 1985-1987). Среди самостоятельных работ Земекиса, кроме ленты <Кто подставил кролика Роджера>, прославилась насыщенная спецэффектами лента <Смерть ей к лицу> (1992) с Мерил Стрип, Голди Хоун и Брюсом Уиллисом в главных ролях, и, конечно же, оскароносный <Форрест Гамп> (1994) с Томом Хэнксом. В 1997 году Земекис поставил научно-фантастический фильм <Контакт> по книге известного астрофизика и популяризатора науки Карла Сагана; главные роли в этом фильме исполнили Джоди Фостер и Мэттью Макконнехи. Среди его режиссерских работ последних лет - документальный телефильм <20 век: в погоне за счастьем> (1999) о роли наркотиков, алкоголя и табака в американской истории, мистический триллер в духе Хичкока <Что скрывает ложь> с Харрисоном Фордом и Мишель Пфайффер (вошел в десятку самых кассовых лент 2000 года) и оптимистическая сага о "новом Робинзоне Крузо" <Изгой> (2000), главную роль в которой снова сыграл Том Хэнкс. |