- Жанр: драма
- Режиссер: Валерий Тодоровский
- В ролях: Алиса Фрейндлих, Валентина Теличкина, Александр Домогаров, Николя Ле Риш, Маргарита Симонова, Катя Самуйлина, Анна Исаева, Анастасия Плотникова, Анастасия Прокофьева, Анна Тарасенко, Андрей Сорокин (III), Егор Туров, Анастасия Фёдорова (II), Мария Асабина
- Страна: Россия
- Год производства: 2016
|
Как снимать фильмы о балете после «Черного лебедя» Даррена Аронофски? Очевидно, начисто игнорируя это превосходное кино, которое доказало, что можно заворожить зрителей внутренним миром артиста, готовящегося к главной роли своей жизни. В то время как «Черный лебедь» показывал работу над образом и постижение персонажа, в новой картине Валерия Тодоровского «Большой» об этом нет ни слова. Для героев российского фильма балет – это чистая «физика». Высокие прыжки, крепкие поддержки, идеальная растяжка… Героини как будто готовятся к Олимпийским играм, а не к исполнению лучших балетов в мировой музыке. И для Юли, кажется, нет разницы, кого танцевать – Аврору из «Спящей красавицы» или Одетту из «Лебединого озера». Мягко говоря, это спорное представление об искусстве.
Наоборот, единственный сюжетный Поступок героини – со знаком минус. В кульминации она проявляет не силу, а слабость, и история Юли оказывается не героическим повествованием вроде «Балерины», а мрачноватым предупреждением о том, что если вы всю жизнь тянете ребенка за уши, то не надейтесь, что он научится принимать умные самостоятельные решения. Когда же получасовой финал выводит картину к осторожному хеппи-энду, то речь вновь идет о том, что ради пассивной девушки делают другие люди. Все как у Булгакова: «Сами предложат и сами все дадут». Согласитесь, это ужасный жизненный принцип для главной героини в XXI веке, и особого уважения Юля не заслуживает. Особенно на фоне тех, кто работает на нее. А если не уважаешь главную героиню, то кино о ней смотришь со скучающим «зоологическим» интересом: «Ишь какая гибкая зверушка!» В центре рассказа – история девочки из города Шахтинска Юли Ольшанской (Юлю в детстве отлично играет Екатерина Самуйлина, повзрослевшую Юлю – Маргарита Симонова, солистка Варшавской оперы). Деградировавший в пьяницу бывший солист Большого театра, а ныне – хореограф в шахтинском ночном клубе Потоцкий (Александр Домогаров) примечает способную к балету девочку, дает ей некоторое количество балетного начального образования и пристраивает в Академию хореографии в Москве, воспользовавшись старым знакомством с давно увядшей примой Большого Белецкой (Алиса Фрейндлих). Действительно, девочка немыслимо талантлива, поэтому блат ей оказывается только во благо. Юля попадает под покровительство этой самой Белецкой, страдающей болезнью Альцгеймера и впадающей в маразм в самые ответственные моменты. Потом, правда, как птица Феникс, она воскресает для полезной деятельности и даже чуть ли не ногой открывает дверь в самый высокий кабинет, с хозяином которого, судя по всему, когда-то спала. Девочка Юля растет, вырастает в талантище, которому то и дело перебегает дорогу другой талант, но из обеспеченной семьи – подруга и соперница Карина Курникова (Анна Исаева). И начинается дружба-вражда, продолжившаяся в Большом театре, где Карина оказывается в солистках, а Юля – в кордебалете.
|