- Жанр: военный фильм, драма
- Режиссер: Кристофер Нолан
- В ролях: Том Харди, Киллиан Мёрфи, Кеннет Брана, Джеймс Д\'Арси, Марк Райлэнс, Гарри Стайлс, Анайрин Барнард, Кевин Гатри, Джек Лауден, Эллиот Титтензор, Брайан Вернел, Бэрри Киган, Адам Лонг
- Страна: Великобритания, Нидерланды, США, Франция
- Год производства: 2017
- Оригинальное название: Dunkirk; Dunkerque; Dünkirchen
|
Идеей «Дюнкерка» Нолан загорелся еще в 90-х, но в то время реализовать проект возможности не было. Однако, как несложно догадаться, режиссер про него не забыл. И вот теперь, «вооружившись» камерами IMAX (и зарядив в них 65-мм пленку), корифей жанрового кино осваивает совершенно новую для себя территорию – территорию военной драмы. 1500 статистов, в качестве локации – подлинное место событий (снимали именно там, где шла эвакуация), плюс почти полный отказ от компьютерной графики (утверждается, например, что если корабль тонет, то это вовсе не имитация). Что же в результате? А в результате мощнейшее зрелище, эпический размах и … и странный, едва заметный привкус легкой неудовлетворенности в самом финале. Почему? Попробуем разобраться.
Как мы уже не раз отмечали, эвакуация из Дюнкерка в 1940 году – уникальное событие в истории Второй мировой войны. С одной стороны, это было позорное и паническое бегство армии, которая переоценила свои силы, когда дала военные гарантии Польше (британцы рассчитывали, что Гитлер испугается их блефа). С другой стороны, вывезти тогда удалось львиную долю оставшихся в живых британцев, и, как считается, это спасло Британию от немецкого вторжения, потому что Гитлер решил, что сперва покорит СССР, а затем будет драться с британцами на островах. Если бы экспедиционный корпус тогда удалось разгромить, то немцы могли бы счесть Британию легкой добычей, и деморализованной империи было бы очень трудно отбиться. Так что для Британии это была одновременно катастрофа и триумф. Дебютная военная лента мэтра жанрового кино Кристофера Нолана превосходно передает эту двойственность, когда рассказывает о Дюнкерке не одну, а три пересекающихся истории, каждая из которых развивается в своем временном масштабе (первая занимает неделю, вторая – день, третья – час). Мы видим негромкий, но несгибаемый героизм пожилого британца (очередная отличная работа Марка Райлэнса), который вместе с сыном плывет на их личном суденышке в Дюнкерк, чтобы помочь с эвакуацией. Мы видим еще большую, почти былинную доблесть британского военного пилота (харизматичный даже в авиационной маске Том Харди), который отстреливает бомбящие Дюнкерк немецкие самолеты. Но солдаты в Дюнкерке выглядят совершенно иначе, отнюдь не как 300 спартанцев.
Однако мы, зрители, сидим в уютном зале, и нам ничто не угрожает. А каково было пережить физическое и психологическое давление Дюнкерка в реальной жизни? Каково было чувствовать себя живыми мишенями для немецких асов и одновременно осознавать, что ты именно живая мишень, а не солдат, который продолжает сражаться и который своей гибелью может принести пользу? Так что, хотя судить британцев в Дюнкерке очень хочется, сделать это язык не поворачивается. Кто из нас вел бы себя лучше, если бы оказался в такой же ситуации? Кто из нас стал бы безупречным героем, когда обстоятельства и Родина требуют выживания?
|