Визуальный ряд фильма составлен из смонтированных отрывков интервью с Сергеем, его родственниками, друзьями, тренерами, архивных записей выступлений и репетиций Полунина, а также фотографий и газетных заголовков. При этом, Кантор восстанавливает только знаковые достижения танцора в балете, переломные моменты в жизни обязательно в совокупности со сценическими выступлениями. Режиссер нарочно не касается личной жизни танцора, не рассматривает подробно политическую или финансовую сторону истории, не ставит задачи показать, как было в «После тебя», сломленную историю гения. «Танцовщик» вообще разительно контрастирует с фильмом Безрукова, располагая к себе упором на профессиональный и бесстрастный взгляд на Полунина как на танцора, хорошего парня с мозолями на ногах, тату на теле и шрамами покинутого ребенка на сердце. Реальная история гения балета не заканчивается обрывом, сгущением красок; напротив, дожав напряжение до кульминационного момента, коим и является уход Сергея с балетной сцены, Кантор без лишних слов вставляет в качестве развязки клип «Take Me to Church», после чего сводит к счастливому концу, оставляя зрителя в радостной растерянности.
При слове «балет» современный массовый зритель в лучшем случае пожмет плечами, справедливо полагая, что кино и сцена живут в параллельных вселенных, а в худшем – презрительно хмыкнет, мол, что за нелепый вид искусства, с непреклонным следованием классическим формам, комичными костюмами и неестественными движениями. И грешить против истины глупо – две стихии, кино и балет, действительно развиваются и живут параллельно. Но это вовсе не значит, что соприкосновение невозможно, особенно если такой контакт устанавливается талантливо и красиво, пусть и в формате документального кино, пользующегося куда меньшим интересом, чем шумные блокбастеры и многомиллионные фантастические постановки. Благодаря прокатной компании «Пионер» мы сегодня можем познакомиться с уникальным явлением на балетной сцене – Сергеем Полуниным – в привычной обстановке уютного кинозала, и «Танцовщик» стоит каждой минуты потраченного на него времени. То, каким образом Сергей решил преодолевать свой творческий и личностный кризис, может вызвать споры, можно сомневаться в решении переехать из Англии в Россию, в смене лондонской сцены на Театр оперы в Новосибирске, но сомнений в том, что самого Полунина такой «холодный душ» сделал более уравновешенным, уверенным в себе и даже счастливым, быть не может. И в этом тоже скрывается тайна таланта и творчества – человек искусства не может быть понят рациональным умом «технарей», а одаренность непостижима силами обывателя. Главное, что мы видим – изменившееся лицо танцовщика, его раскрытые перед родными и близкими объятия и новые творческие свершения.
|