Митя (Ефим Петрунин) – молодой провинциал, пытающийся зацепиться в Москве. Совершенно случайно он подписывается на свадьбу с дочерью богатого бизнесмена, но тут есть одна закавыка – вообще-то Митя женат, только его жена Вася (Любовь Аксенова) осталась в его родном городе.
И это тот случай, когда удаленных сцен жалко до жути – да, благодаря решительности монтажеров удалось собрать вполне цельное, стройное и внятное кино, но вся соль «Васи» не в его основном сюжете (а ну-ка поднимите руки, кто не понял, чем эта история для Мити и Насти закончится?), а в том, как этот самый сюжет подается, с каким упоением и какой пьянящей легкостью он рассказывается, в тех остроумных рюшечках, которыми эта история обрастает. Если не брать в расчет Митю и Настю, которые, как центральные герои, права на по-настоящему «отрывную» эксцентрику не имеют, второй план буквально усыпан алмазами – тут вам и помешанная на астрологии, фэншуй и прочей чертовщине стерва Вася, и деревенский гопник Макс, мнящий себя «большим человеком на пороге прорыва», и зашуганный семьянин Паша, и ушлый «предприниматель» Гарик, постоянно таскающий с собой сумки с чем-то явно противозаконным. Как всегда у Каримова, каждый персонаж – его ребенок, плод истинной, неподдельной любви к кино, внушительного кинобагажа и редкого таланта, позволяющего донести эту самую любовь до экранов, не расплескав на полпути. Также «Гуляй, Вася» не может похвастаться мощным восклицательным знаком в финале – таким, который был, например, в предыдущей работе Каримова, «Все и сразу». Да, законы жанра романтической комедии диктуют свои правила, да и бокс-офис не любит резких движений, но мы, люди, такие – вечно нам хочется и на елку влезть, и на паровозике покататься.
Иногда, правда, «Гуляй, Васю!» немного заносит: в своем желании посмеяться над зарвавшейся стервой режиссер заходит слишком уж далеко. Впрочем, остальным персонажам тоже приходится несладко – режиссерский перст не щадит никого. Каримова вообще тянет к хулиганству на грани адекватности: он словно издевается над своими героями, кидает их от одной нелепой ситуации к другой – в итоге волей неволей череда безумств сменяется настоящим гротеском, даже абсурдом. Но зато и шаблонных сюжетных поворотов не так уж и много – и это, безусловно, жирный-прежирный плюс. Однако, во-первых, единства во мнениях нет (кто-то не принял одно, но принял другое), а во-вторых, общее впечатление всё равно со знаком «плюс»: как правило, «Гуляй, Вася!» отторжения не вызывает. Даже у тех, кто не очень благоволит к русским комедиям. И причина, думаю, в том, что перед нами не стандартизированная тупенькая «ржака», а попытка создать что-то необычное, бесшабашное, что-то своё. Попытка написать по-настоящему оригинальные диалоги, попытка продумать яркие и колоритные характеры… Кстати, актерам «респект» отдельный: когда имеешь дело с такой ядреной комедией, легко скатиться в дешевую пародию, тем не менее, этого не произошло – на экране не ходячие карикатуры, а узнаваемые живые (хоть и гротесковые) персонажи.
|