Вот и подошёл к логическому завершению год Российского кино, который за редким исключением не принёс ничего, кроме разочарования: равно как для критиков, так и для зрителей. Поправлять ситуацию.
На протяжении всего, почти двухчасового хронометража герои будут попадать в нелепые ситуации и, с грациозностью слона в посудной лавке, стараться выкарабкиваться из них. Можно даже сказать, что данный фильм — это аттракцион из шуток, поставленный на рельсы понятной истории, которая писалась с одной целью: развлечь зрителя. И в этом, пожалуй, кроется главная проблема «Огней большой деревни». Но обо всё по порядку. Но, ввиду убыточности заведения, у мэра появляется идея закрыть «последний очаг культуры» и построить на его месте магазин. Препятствует этому смекалистый и инициативный друг протагониста (Максим Емельянов), который мотивирует стеснительного Федю снять собственный фильм и заработать на его показе деньги для возрождения дворца искусств. А чтобы привлечь как можно больше зрителей, новоиспечённые киношники похищают пьяного Дмитрия Дюжева, который переживает не лучшие годы своей карьеры. Сюжет, пытаясь оставаться понятным для обширной зрительской аудитории и не скатиться в вульгарную пошлость на уровне разврата и шуток про «горючую русскую идею», становится довольно посредственной историей, вбирая в себя лучшие черты советского кинематографа. Его пробивной приятель (Максим Емельянов), только что вернувшийся из армии, предлагает снять собственное кино и заработать на его показе. Чтобы любительская картина вызвала интерес, парни похищают Дмитрия Дюжева (Дмитрий Дюжев), который случайно и спьяну оказывается в их городке. Так как московский актер наотрез отказывается сниматься, «киношники» приковывают его к инвалидному креслу и сочиняют сценарий о парализованном мексиканском мстителе, которому паралич не мешает быть супервоином. Огни большой деревни» – первая полнометражная картина Учителя-младшего после череды короткометражек, и это фарсовая комедия, которая, в отличие от артхаусных творений Учителя-старшего, претендует на широкий зрительский интерес. В «Огнях» есть «киношные» приколы, рассчитанные на профессионально насмотренную публику, однако в основном лента шутит понятно и пытается рассказать внятную комичную историю. К сожалению, и то и другое у фильма получается плохо.
В сущности, Федя создает не фильм, а пустую коммерческую приманку для местных жителей («Наши парни сняли кино с самим Дюжевым!»), и ясно, что для него это лишь способ заработать денег. Но почему мы, зрители, должны сочувствовать такому герою? Если уж он такой бизнес-ориентированный, то пусть занимается не творчеством, а бизнесом – берет кредит, превращает кинотеатр в конфетку, зарабатывает на блокбастерах, преодолевает всяческие препятствия. Всегда приятнее наблюдать за человеком, который занимается своим делом и горит на работе, а не трудится только ради заработка. Даже если это неопытный комический герой, который часто «лажает». И развлечься на сеансе фильма возможно, если вы любите самый тупой и глупый юмор, какой только может быть. Скажем, если вам нравится смотреть, как безобразно кривляется вдребезги пьяный известный актер, как тот же актер, протрезвев, комично пытается сбежать от похитителей, или как сопротивляющуюся звезду возят в инвалидном кресле и роняют, то «Огни» могут вам приглянуться.
|