- Жанр: биография, драма, исторический фильм, трагикомедия
- Режиссер: Жак Дуайон
- В ролях: Венсан Линдон, Изия Ижлен, Северин Канель, Оливия Бусио, Патрисия Мазюи, Режис Руайе, Серджо Николаи, Натали Бекю, Гилен Пен
- Страна: Великобритания, Франция
- Год производства: 2017
- Оригинальное название: Rodin
|
И всё-таки Камиллу, свою чернокудрую бестию, Роден любил. Но она оказалась уж слишком талантливой ученицей, слишком способной. И слишком самостоятельной. А два сильных зверя в одной берлоге не уживаются. К тому же, Мастер давно стал знаменитостью, а его ученица нет: ему пели оды на каждом углу, она же не могла продать и простенькой статуэтки. А униженное тщеславие не лучшая приправа для любовных отношений. Поэтому они ссорились. Потом мирились. И снова ссорились. И снова мирились. И Камилла то просила о помощи, то требовала гарантий. А что он мог обещать? Да и зачем? Огюст просто любил её, мучился и…лепил. Лепил свои лучшие работы: «Врата ада», «Бальзак», «Поцелуй», ну, и так далее…
Когда начинаешь смотреть «Родена» первые минут десять-пятнадцать в водопад отрицательных отзывов просто не веришь. Долгие планы, внутрикадровое движение, простроенное с учетом движения камеры, работа художника, работа со светом и т.д. – всё это сразу же заставляет фильм уважать. Понимаешь, что авторы искали визуальное решение долго и тщательно: сочетание темного фона, холодной белизны скульптур, теплоты обнаженного тела придают фильму и живописность, и строгость одновременно. В кадре нет ничего лишнего: минимализм на уровне визуальной аскезы. Так что почерк настоящего Мастера (а не ремесленника) сразу же ощущаешь. Но вот проходит минут двадцать, двадцать пять – и фильма нет, фильм умирает. Второе куда вероятнее – трудно логически домыслить, например, что Камилла Клодель в определенный момент сошла с ума и семья поместила ее в лечебницу. Фильм лишь намекает на эту трагедию, и Дуайон явно предполагает, что публика в курсе, чем закончились отношения двух выдающихся талантов (о Клодель иногда пишут, что в некоторых работах она превзошла учителя). Конечно, люди, которые всерьез интересуются искусством, это знают. Но согласитесь, что странно в фильме, начинающемся с зарождения романа Родена и Клодель, не показывать, как этот роман завершился. При этом в картине находится место для совершенно необязательной сцены, в которой натурщицы убеждают Родена заняться сексом втроем.
Почти все прочие заявленные в фильме темы раскрыты еще хуже. Более-менее внятно и подробно рассказана лишь история памятника Бальзаку. Но и она подана столь поверхностно, что после завершения сеанса памятник остается такой же загадкой для зрителя, какой он был до покупки билета. Мы видим, как видение памятника развивалось, однако понять, почему Роден сделал памятник именно таким, по фильму практически невозможно. Что ж, по крайней мере, картина заставляет более глубоко задуматься о природе монумента – и, возможно, найти для себя те ответы, которые не решился дать постановщик.
|