В сентябре в Берлине началась новая музыкальная эпоха. Берлин, молодая европейская метрополия, похоже, является идеальным городом для сэра Саймона Рэттла - так говорит и он сам. Британский дирижер, одна из самых дерзких звезд в плеяде ведущих маэстро мира, уже несколько лет работает с Берлинским филармоническим оркестром. Решение о том, что именно он сменит Клаудио Аббадо за пультом знаменитого коллектива, было принято еще в 1999 году. Контракт Рэттла рассчитан на десять лет. В отличие от Аббадо, возвышенного, отстраненного, сторонившегося публики и журналистов, Рэттл - настоящая поп-звезда. К открытию сезона портрет Рэттла - дерзкого, кучерявого, независимого, - украсил все афишные тумбы города. Карьера 47-милетнего уроженца Ливерпуля началась за пультом Шотландского симфонического оркестра. В 1980 он - тогда 25-летний - встал за пульт скверного коллектива, который первые годы остряки называли не иначе как <Саймонс блади бэнд>. К началу девяностых оркестр становится одним из лучших в Европе. Тогда же начинается и большая международная карьера Рэттла: с 1992 года он регулярно дирижирует в Вене, с 1995 - в Берлине и всем остальном мире. Его запись всех симфоний Бетховена, сделанная с Венским филармоническим оркестром, уже вошла в историю музыки как одна из лучших в мире: сочетание звучание самого традиционного из оркестров мира с идеями одного из самых современных дирижеров принесло удивительные плоды. Многие меломаны возлагали большие надежды на сэра Рэттла и связывали с его приходом начало новой эры в жизни оркестра, имеющего 120-летнюю историю и некогда возглавлявшегося Гербертом фон Караяном. Ожидания, похоже, оправдываются: уже первый концерт Рэттла в Берлине стал своего рода декларацией. Тогда Берлинский филармонический под его управлением исполнил Пятую симфонию Густава Малера и произведение молодого британского композитора Томаса Адеса, премьерой которого Рэттл дирижировал пять лет назад в Бирмингеме, - тем самым успешно соединив классику с авангардом. Это, несомненно, заявка в адрес консервативных держателей филармонических абонементов: новая музыка будет звучать наряду с классикой XIX века. А еще будет джаз, импровизации, праздники, детские и молодежные концерты, открытые репетиции... <Оркестр - тот же огород: каждый день его надо поливать, окучивать, пропалывать, удобрять, иначе звучание пропадет. Я получаю этот огород в прекрасном состоянии, но он требует постоянного ухода, культивации - это органический процесс. И самое прекрасное, что у меня есть на это целых десять лет!> Традиционный новогодний концерт Берлинского филармонического оркестра Рэттл решил провести по-бродвейски весело. Оркестр будет играть музыку Леонарда Бернстайна, а в качестве солистов выступят звезды нью-йоркских мюзиклов - Томас Хэмпсон, Ким Крисвелл, Одра Макдональд и Брент Барретт. Мюзикл Бернстайна <Прекрасный город> - гимн Нью-Йорку и ньюйоркцам, их энергии и жизнелюбию. Нет сомнений, что Рэттл выбрал именно это произведение для традиционного новогоднего концерта в знак солидарности с жертвами теракта 11 сентября. Впервые <Прекрасный город> прозвучал в 1953, через четыре года после премьеры <Вестсайдской истории>. Мюзикл оказался невероятно успешным - он был 559 раз сыгран в Зимнем Саду Нью-Йорка и получил огромное число премий, включая 8 наград <Тони>. Теперь, спустя почти пятьдесят лет, слушатели и зрители канала Mezzo смогут оценить, сохранил ли <Прекрасный город> свое обаяние и удастся ли сэру Саймону Рэттлу достичь заявленной цели - заставить танцевать серьезных академических слушателей Берлинского Филармонического! |