После первого триумфа Кустурицы на Венецианском кинофестивале 1981 года (сразу две награды за фильм <Помнишь ли Долли Белл?>) режиссеру присвоили неофициальный титул "режиссера XXI века". И снова Кустурица возвращается к жизни цыган. <Черная кошка, белый кот> - своеобразное продолжение лучшего фильма Кустурицы <Время цыган (Дом для повешения)>, снятого в жанре фарса. По признанию режиссера, сценарий картины был написан под впечатлением от рассказов Бабеля. <Черная кошка, белый кот> - это еще одна лента о людях, с которыми Эмир Кустурица провел большую часть своего детства. Он рос недалеко от места, где жили цыгане, и его всегда ободряла свобода, с которой цыгане принимали жизнь, их стремление к радости, сила и оптимизм. Примечательно, что цыгане, принимавшие участие в фильме, не читали сценарий. Они слушали кассеты и заучивали диалоги на слух. Грга Питич (Сабри Сулеймен) и Зариа (Забит Мемедов) - старые друзья, начиная с первого совместного ограбления и заканчивая последним побегом из тюрьмы. Им под восемьдесят, они редко видятся, но это не мешает им сохранять взаимную любовь и уважение друг к другу. Питич - цыганский барон, а Зариа - удачливый бизнесмен. Самая большая забота Питича под конец жизни состоит в том, чтобы найти подходящую жену своему старшему внуку - Большому Грге (Яжар Дестани). А сын Зариа Матко (Севердзан Бахрам) одалживает деньги у Грги Питича, чтобы совершить темную сделку с молодым гангстером Даданом (Срджан Тодорович). Дадан обманывает Матко, и тот оказывается должным ему большую сумму денег. Как же ему расплатиться с гангстером? Есть выход: женить своего молодого сына Зарэ (Флориджан Айдини) на сестре Дадана Афродите (Салия Ибрагимова), получившей за маленький рост прозвище Божья Коровка. Но проблема в том, что Зарэ влюблен в озорную Иду (Бранка Катич), а Афродита мечтает выйти замуж по любви за того, кого видела во сне. Вот такое хитросплетение, и из него придется выбираться героям этой веселой картины. Особое место в картине занимает музыка. В <Черной кошке, белом коте> Кустурица расстался со "своим" композитором Гораном Бреговичем и пригласил Неле Каражлича, лидера группы , который и написал музыку к фильму. Самая, пожалуй, запоминающаяся песня <Пит-булль> - смесь турецкой музыки, цыганского фолка и элементов хардрока - делает картину еще более безумной, колоритной и экзотической. Еще одна тема, которая переходит из картины в картину - это тема животных, название которых на этот раз вынесено в заглавие фильма. Но из всех животных главную роль сыграли гуси. В цыганской мифологии именно гуси перенесли цыган через океан в Европу. Кустурица считает гусей утонченными животными, а к тому же гуси вносят в картину динамику и шум. <Черная кошка, белый кот> - это сага обо всем, что может удивлять и впечатлять. В ней есть и свадьба, и страстная любовь, и цистерны с бензином, и свинья, в течение всего фильма пожирающая остатки автомобиля, и певица, задом вынимающая гвозди из деревянной доски, и гангстер, любитель наркотиков и техномузыки, и гуси-охранники, и замороженные трупы на чердаке, и элементы сюрреализма: <Я хотел выразить свое восхищение и энтузиазм по поводу всего естественного и натурального. Я вернулся к жизни, цветам и свету. Я освободился от трагедии. В этом фильме всё мертвое возвращается к жизни. Цыгане любят быть влюбленными, и они наслаждаются каждым моментом собственной жизни. Своей бодростью и жизненной энергией цыгане наполняют весь фильм, музыку, комические сцены,> - говорил о своем фильме сам Кустурица. |