Эмиль Владимирович Лотяну родился 06 ноября 1936 года на Украине, в селе Секуряны. В 1953-1955 учился на актерском факультете Школы-Студии при МХАТе имени В. И. Немировича-Данченко. В 1962 окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Г. Рошаля и Ю. Геники). Лотяну - автор нескольких сборников стихов и рассказов и автор сценариев всех своих фильмов, которых у него не так много - около десятка. Дебютировал Эмиль Лотяну в 1963 году фильмом <Ждите нас на рассвете>, затем были <Красные поляны> (1966), <Это мгновение> (1969), <Лаутары> (1972) и <Табор уходит в небо> (1976) - картины одна романтичнее другой. И во всех фильмах Лотяну, начиная с <Красных полян>, играла Светлана Тома. Светлану он встретил на троллейбусной остановке. Ей не было и семнадцати. Через неделю после кинопроб они уехали на съемки <Красных полян> на Карпаты. Жили вместе, но потом расстались. Светлана вышла замуж за молодого актера Олега Лачина. Тот погиб, когда их дочке Ирине (будущей кинозвезде) было всего восемь месяцев. В тот тяжелый момент Эмиль поддержал Светлану. Черноволосая красавица-цыганка Рада из <Табора> заставила говорить о себе весь мир: картину купили 112 стран. До сих пор этот рекорд не может побить ни один из наших фильмов. "Мы сходились с Эмилем, расставались. Но он всегда шел по жизни где-то рядом, - рассказывала Светлана Тома в интервью <Комсомолке>. - Он никогда не жаловался на боль, не впадал в депрессию. Был настоящим мужчиной. Даже инфаркт перенес на ногах. <Эмилюшка> - звала его моя внучка Машенька. А он ее - <ангелом> и <златовлаской>. И очень хотел снимать в кино." А для фильма <Мой ласковый и нежный зверь> Лотяну искал девушку русского типа, вроде Савельевой и Самойловой. "В поисках исполнительницы на роль Оленьки Скворцовой в экранизации чеховской <Драмы на охоте> среди прочих фотографий, присланных на "Мосфильм", вдруг выскакивает маленькое черно-белое паспортное фото - сзади чернилами написано: "Мне пятнадцать лет". Я увидел эти косульи глаза, воскликнул: "Вот она!" Ее притащили из балетного училища в Воронеже. Пришла девочка, я три дня репетировал с ней, рассказывал. Никакой реакции. Я был в отчаянии. Сказал: "Сейчас придет Янковский, мы проведем пробу и потом отправим девочку в Воронеж". Мне показалось, что все бесполезно. Пришел Янковский, мы поставили камеру, свет... И вдруг после команды "мотор" из нее выперло все, что я три дня в нее вбивал, оказывается, все это собралось в пружину - и она выдала все," - рассказывал режиссер. После выхода картины Эмиль Лотяну и Галина Беляева поженились. В московской однокомнатной квартире родился Эмиль Лотяну-джуонер, по-молдавски <младший>. "Эмиль был сильным человеком, - признается Галина. - Может, мы потому и расстались. Я хотела больше свободы. Он ведь намного старше меня. И я, как маленькая девочка, должна была подчиняться. Эмиль Владимирович не хотел разводиться. Скорее мне не хватило житейской мудрости". Сейчас у Галины четверо детей, она замужем за преуспевающим бизнесменом". Однажды Лотяну спросили, почему кинорежиссеры женятся на актрисах, которых снимают. <Во-первых, не все женятся, - ответил Эмиль Владимирович. - Во-вторых, эта вещь слишком серьезная, потому что избранница не просто главная актриса. Она подобна любимому творению Бога, которое Всевышний дал тебе, чтобы помочь в исполнении твоего замысла>. Но после развода с Галинрй Беляевой Лотяну так и остался одиноким. Последние годы режиссера были тяжелыми. Он метался между Кишиневом и Москвой. Писал стихи, сценарии, и целых двенадцать лет искал деньги на новый фильм. Они нашлись лишь в конце 2002 года. Лотяну собирался снять по своему сценарию картину <Яр> - историю любви молодой цыганки и красавца композитора. Была найдена и актриса на главную роль - пятнадцатилетняя Петра Фильчакова из Словении. Съемки начались в марте 2003, а в апреле Эмиля Лотяну не стало. Незадолго до этого, когда он приходил в театр <Ромэн>, чтобы подобрать актеров для нового фильма, актриса Екатерина Жемчужная сказала ему: <Вы - великий режиссер!> А Лотяну тихо ответил: <Ты, Катя, скажешь это, когда я умру>. |