Собственно, танк был задуман как комплексная система оружия. Об этом свидетельствуют слова создателя первого в мире танка, нашего соотечественника А. А. Пороховщикова, который писал: "На поле шло учение новобранцев. Глядя на солдат, перебегавших цепью, я подумал: невеселая штука - бежать в атаку под пулеметами врага. А что, если послать на штурм окопов не людей, беззащитных против свинцового ливня, а машину, одетую в броню, вооруженную пулеметами... Конструктивное решение я увидел в постановке бесконечных лент или гусеничных ходов тракторного типа:" Во время первой мировой войны, когда танки только начинали использоваться, каждое их появление на полях сражений повергало в ужас солдат противника. Англичане, первыми начавшие массовое производство танков, сразу же столкнулись с проблемой поиска необходимого сочетания боевых качеств машины, ее мобильности и прочности. В дальнейшем в конструкции последующих поколений танков нашло свое отражение стремление разработчиков превратить танк в подвижную бронированную крепость, предназначенную для прорыва сильно укрепленных оборонительных полос противника. Возможно, самым знаменитым танком является легендарный Т-34. Как и <Калашников> в мире стрелкового оружия, <тридцатьчетверка> не имела себе равных на протяжении нескольких десятков лет и сыграла важную роль в победе СССР над фашистской Германией. 76-миллиметровая пушка Т-34 поражала основные гитлеровские танки этого периода с предельных дистанций прицельного огня. В то же время пушки вражеских танков и основное 37-миллиметровое противотанковое орудие гитлеровцев были бессильны против Т-34. Столь высокое качественное превосходство советских танков в сочетании с неуклонно возрастающим их количеством вынудило фашистскую Германию в самый разгар войны пойти на чреватое многими осложнениями освоение новых танков - Т-V "Пантера", Т-VI "Тигр" и Т-VIВ "Королевский тигр". Однако эти машины были более чем в 1,5-2 раза тяжелее Т-34 и значительно уступали ему в маневренности. А чрезмерно выросшие габариты гитлеровских танков делали их более уязвимыми в бою. И после войны на протяжении почти двух десятилетий Т-34 оставался образцом для подражания: не только конфигурация машины, но и многие технические параметры старательно копировались зарубежными танкостроителями. Каким видят зарубежные специалисты танк завтрашнего дня? Автоматизированные системы управления стрельбой и стабилизаторы вооружения, инфракрасная аппаратура наблюдения, автоматы заряжания и управляемые ракеты, навигационные устройства и системы автоматического регулирования подвески - "приживутся" ли все эти "нежные" устройства на машине, которая должна вести нелегкую борьбу с противником под огнем его противотанковых средств, в дождь и пургу, на равнине и в горах? По всей видимости, приживутся, если наряду с прочими качествами они будут наделять машину максимальной надежностью. Немного статистики о танках: Самый тяжелый танк, немецкий <Панцер Кампфваген Маус II>, весил 192 т. От него отказались в 1945 г., когда его разработка находилась еще на экспериментальной стадии. Самым тяжелым действующим танком был французский <Шар де Рюптюр 2 С бис> 1922 г. Выпуска. При весе 75,2 т он управлялся экипажем из 13 человек. Он был оснащен 155-мм гаубицей и развивал максимальную скорость 12 км/ч. В недавнее время самыми тяжеловооруженными танками были российские Т-64, Т-72, Т-80, Т-90. Все они имели на вооружении 125-мм орудийно-ракетную систему. Самой быстрой бронированной гусеничной разведывательной машиной является британский <Скорпион>. Он может развить скорость до 80 км/ч. В 1938 г. во время испытаний, проходивших в Великобритании американский экспериментальный танк <М1936> развил скорость 103,4 км/ч. Самое большое количество танков одного типа было выпущено у нас в стране: с 1954 по 1980 г. в СССР было произведено более 50 000 танков серии Т-54/55. В дальнейшем эти танки продолжали выпускать в странах бывшего Варшавского Договора и Китае. |