Учитель-историк Илья Семенович Мельников - человек, знающий свой предмет и любящий своих учеников. Он не ортодокс и готов учить и учиться сам, понимая главное: в школе нужно не только увлечь своим предметом, но и воспитывать подопечных, сделать их не только знатоками, но и людьми. А в школе, как и в любом человеческом сообществе, происходит много неординарных событий. Только здесь они приобретают особую напряженность, становятся источниками драм, способных сломать человеческую судьбу. Все началось с анекдота: ученик принес в класс ворону, а учительница Наталья Сергеевна выбросила ее в окно. Месть учащихся не заставила себя ждать - ребята не явились на занятия. Следующий акт драмы - сочинение на тему <Мое представление о счастье>. Искренне рассказанные <представления> шокируют преподавательницу литературы. В отместку ей Генка Шестопал сжигает сочинения, пробравшись в учительскую. Теперь предстоит разбирательство инцидента, которое грозит школьнику страшными карами, - ведь в педсовете будут участвовать очень разные учителя. И обиженные судьбой, и те, кого тешит абсолютная власть над другими, и обуянные административным восторгом, и умные, тонкие преподаватели, для которых учительство - призвание. Сам Мельников тоже попал в трудную ситуацию. Он полюбил молодую учительницу, свою бывшую ученицу, с которой теперь должен вместе работать. Роль учителя истории Ильи Семеновича Мельникова превосходно сыграл Вячеслав Тихонов. Учитель Мельников много размышляет, строго и требовательно спрашивает. Ему знакомы и сомнения, и моменты усталости, и неудовлетворенность. Илья Семенович не всегда прав. Но он борется, ищет, любит и преодолевает трудности. Своего рода сенсацией стало появление на экране Ирины Печерниковой в роли Натальи Сергеевны. В актрисе было природное обаяние, пленительная женственность, особая эмоциональная притягательность. В дуэте с В. Тихоновым, безусловным кумиром публики, она не потерялась, а стала его достойной партнершей. Учительницу литературы Светлану Михайловну сыграла еще одна звезда советского кинематографа, теперь уже вдова С. Ростоцкого, Нина Меньшикова. Актриса сумела показать свою вроде бы сугубо отрицательную героиню сложно и тонко, раскрыть разные, порой противоречивые черты характера Светланы Михайловны. И зрители получили возможность самостоятельно поразмыслить над участью Светланы Михайловны и над обстоятельствами ее драмы. За работу в фильме "Доживем до понедельника" В. Тихонов и Н. Меньшикова были удостоены Государственной премии СССР (1970). Картина стала дебютом для еще одной замечательной актрисы - Ольги Остроумовой. Роль школьницы Риты Черкасовой в одночасье сделала ее любимицей миллионов зрителей. Фильм "Доживем до понедельника" ставит вопросы, которые буквально витали в воздухе, но до поры до времени обходили кинематограф стороной. В картине многие усматривали вызов существующей системе. Ведь школа - скол общества, в котором отражаются многие его пороки. Отсюда - протест против лжи, против системы, против тогдашнего образа жизни: всеобщей стандартизации в жизни и в воспитании молодого поколения, извращения и нивелирования истории, опошления литературы. Картина вышла на экраны чудом. Запрет на съемки просто не успел прийти, потому что фильм был снят в рекордно короткие сроки - за 3,5 месяца. <Доживем до понедельника> был признан по опросу <Советского экрана> лучшим фильмом 1968. Лента была удостоена Государственной премии СССР и Гран-при на VI Московском международном кинофестивале. |