Франсис Вебер родился в 1937 году во Франции, в Нейи-сюр-Сене. Бывший журналист, он написал несколько сценариев к замечательным комедиям: сериалу Ива Робера о <Высоком блондине в черном ботинке> и искрометной пародии Филипа Де Брока <Великолепный>, прежде чем дебютировал как режиссер с фильмом <Игрушка> (1976). Затем Вебер поставил еще несколько комедий, в которых снималась <великолепная парочка> - Жерар Депардье и Пьер Ришар: <Невезучие> (1981), <Папаши> (1983), <Беглецы> (1986). Попробовав себя в жанре приключений с элементами мистики (<Ягуар>, 1996), недавно Франсис Вебер вернулся к своему излюбленному жанру, причем не стал полагаться на посторонних авторов, а собственноручно написал сценарий своего нового фильма. Пьер Брошан (Тьерри Лермитт) - богатый издатель. А у богатых, как известно, свои причуды. Нет, конечно, он не настолько эксцентричен, чтобы лишить себя обычных атрибутов существования богатых людей - отличного дома, дорогого вина, подлинников картин великих мастеров и всего такого, но у любого богатого человека есть своя маленькая блажь, которая помогает ему со смирением принимать все те предметы роскоши, которые его окружают. Блажь Брошана - коллекционирование придурков. Ей он предается самозабвенно и с большой страстью, а когда не может удовлетворить эту страсть - страшно расстраивается и плохо себя чувствует. Конечно, найденных придурков он не расставляет в виде скульптур по квартире и не берет к себе на работу. Каждый придурок ему нужен только один раз - для того, чтобы привести его на так называемый "ужин придурков", который каждую неделю проводится Брошаном и его богатыми приятелями, поддерживающими светлую идею коллекционирования всяких идиотов. Суть развлечения кроется в том, что никто из придурков не подозревает, что за ними наблюдают и над ними издеваются. Каждый придурок приглашается на ужин под каким-нибудь благовидным (или неблаговидным) предлогом, пушит перья перед компанией Брошана, а на следующий день "коллекционеры" решают, чей придурок был настолько придурочным, что на конкурсе придурков занял бы второе место (почему не первое? ну, потому что он - полный придурок!). Развлечение, что и говорить, небезупречное с этической точки зрения. Но Брошану с приятелями на это наплевать, потому что придурки, на их взгляд, вполне заслуживают того, чтобы над ними издевались, так что ничего аморального в своей забаве они не видят, а наоборот - относятся к ней с полной серьезностью и страшно расстраиваются, когда не могут найти придурка для очередного ужина. Однако на этот раз Брошану не повезло. Началось все с того, что он никак не мог найти придурка для очередного ужина. Ему было улыбнулась удача в лице мелкого служащего налоговой инспекции Франсуа Пиньона (Жак Вийере), так новое несчастье - у Брошана схватило спину так, что он почти не может передвигаться, и врач ему строго-настрого запретил выходить из дома. А тут еще и жена высказала свое негативное отношение к "ужину с придурком", хлопнула дверью и ушла, причем может быть, навсегда. И в этот момент заранее приглашенный Франсуа Пиньон появляется у Брошана: Франсис Вебер, как и ожидалось, снова оказался на высоте. <Ужин с придурком> - вполне приятная, милая, легкая и остроумная комедия положений. Тьерри Лермитт (актер, которого большинство российских киноманов знает по замечательной комедии Клода Зиди <Откройте, полиция>) немного постарел, но по-прежнему выглядит хорошо. Жак Вийере ("придурок") играет великолепно. В 1998 году <Ужин с придурком> получил три премии <Сезар>: за сценарий (Франсис Вебер), лучшую мужскую роль (Жак Вийере) и мужскую роль второго плана (Даниель Прево). Кстати, в московском Театре эстрады идет спектакль по той же пьесе под названием <Ужин с дураком>. В главных ролях - Олег Басилашили и Геннадий Хазанов: |