Польское кино знаменито своим изысканным психологизмом и эпическими картинами на исторические темы. Мастер эпического кино Ежи Гоффман рискнул выйти из своей ниши и снять психологическую драму по роману Тадеуша Доленги-Мостовича. Правда, снова на историческом фоне: действие фильма разворачивается в Польше 1920-х годов. Гениальный хирург, профессор Рафал Вильчур, придя домой после тяжелой операции, обнаруживает, что его жена от него ушла, прихватив с собой маленькую дочь. Потрясенный, бродит он по улицам, заходит в какой-то кабак, где напивается до бесчувствия. У него отбирают кошелек и все документы, одевают в лохмотья. Он просыпается в канаве ничего не помнящим бродягой. Ни своего имени, ни социального положения он не помнит - полная амнезия. Он бродит по миру. Несколько раз его арестовывают. Наконец в каком-то участке ему удается украсть чужие документы, и Вильчур приобретает новое имя. Поселяется в деревне, в доме мельника. Сын мельника ломает ногу, которую местный хирург неправильно сращивает, и тут не помнящий себя профессор прекрасно делает мальчику повторную операцию, смастерив примитивные инструменты, и становится знахарем. Здесь же, в деревне, живет молодая девушка, между ней и героем возникает симпатия и какая-то странная мистическая связь. Герой силится что-то вспомнить, но поначалу не может: Фильм сделан избыточно хорошо, слишком изысканно для обыкновенной мелодрамы, на грани тонкой пародии на мелодраму. Зритель попроще может принять фильм за чистую монету. Зритель-интеллектуал наслаждается тем, <как сделано>. Это, в сущности, очень близко к постмодернизму - расчет на принципиально различных зрителей. Таким же образом строится один из самых популярных фильмов 1990-х годов - знаменитый фильм Квентина Тарантино <Криминальное чтиво> (Pulp fiction). Впрочем, <Знахарь> был снят в 1981 году, когда о Тарантино еще мало кто слышал, а Гоффман уже снял десяток художественных и множество документальных фильмов. Ежи Гоффман родился в Кракове, в семье врача. В 1940 году он был вывезен в Сибирь и вернулся в Польшу только после окончания Второй мировой войны. В 1955 году Гоффман окончил ВГИК и тогда же дебютировал как режиссер, поставив вместе с Ежи Скужевским фильм <Хулиганы>, который получил приз польской кинокритики. В содружестве с тем же Ежи Скужевским Гоффман создал в 1950-е - начале 60-х годов 27 документальных фильмов, среди которых ленты <Дети обвиняют>, <Ярмарка чудес>, <Ловицкая карусель>, <Сувенир из Кальварии>, <Два облика Бога>, удостоенные многочисленных международных наград на кинофестивалях в Брюсселе, Оберхаузене, Венеции, Мюнхене, Москве и Кракове. Дебютом творческого союза Гоффман-Скужевски в игровом кино стал фильм <Гангстеры и филантропы> (1964, приз Министра Культуры и Искусства III степени). Они же поставили и такие фильмы, как <Закон и кулак> (1964), <Три шага по земле> (1965). Позже Ежи Гоффман самостоятельно реализовал масштабный проект - экранизацию третьей части знаменитой исторической трилогии Генрика Сенкевича <Пан Володыевский>, эпопеи о жизни и смерти полковника Михала Володыевского, которая разворачивается в период польско-турецких войн XVII века. <Пан Володыевский> - одна из самых масштабных экранизаций польского кинематографа 1960-х годов, Гоффман работал над ней два года. В 1974 году он осуществил экранизацию другого романа Сенкевича: <Потоп> - история любви Анджея Кмичица и Оленьки Биллевичувны на фоне исторического шведского нашествия 1655-1660. В 1976 году Ежи Гоффман поставил мелодраму <Прокаженная>, затем были картины <Знахарь> (1981), <По воле твоей> (1983), <Прекрасная незнакомка> (по рассказу Алексея Толстого, совместно с российскими кинематографистами). А в 1999 году Гоффман снимает новую эпическую картину <Огнем и мечом>. В ее основу снова положен исторический роман Сенкевича, действие которого разворачивается в XVII веке на восточной границе Речи Посполитой. |