В мировом кинематографе политические консультанты чаще всего демонстрируются не с лучшей стороны. Пожалуй, единственный фильм, который показывает "положительного" политконсультанта - это <Власть> с Ричардом Гиром. Хотя седовласый и импозантный Ричард Гир ассоциируется у зрителей с образом джентльмена, он начинал в кино как "плохой парень", "бунтарь без причины" - кожаная куртка, ревущий мотоцикл и мускулистый торс. И казалось, что задиристость и агрессивность не оставят его никогда. Те, кто видел <Офицера и джентльмена>, помнят этот образ: парень из неблагополучной семьи, решивший стать офицером, а офицер в Америке, как правило, из потомственных джентльменов. Чужак в этом джентльменском мире, он побеждает, он входит в него, оставаясь при этом самим собой. Родился Ричард Гир 29 августа 1949 года (по некоторым источникам - в 1948 году, хотя сам он во многих интервью настаивает на 1950-м). Получив спортивную стипендию (в школе Гир занимался гимнастикой), он поступил в Массачусетский университет, где два года изучал философию и драматическое искусство. Затем его заметил менеджер одного из провинциальных театров. Спустя некоторое время Гир добрался и до бродвейских подмостков (мюзикл <Бриолин>, шекспировская комедия <Сон в летнюю ночь> и другие спектакли, вплоть до появления в Лондоне в <Укрощении строптивой>). Его дебют в кино состоялся в 1975 году. Уже через два года критики и зрители заметили его игру в картине Ричарда Брукса <В поисках мистера Гудбара>, и актер стал получать самые заманчивые предложения, из которых были реализованы, к примеру, роли в <Днях жатвы> Теренса Мэлика и в <Американском жиголо> Пола Шредера. А уж после премьеры фильма <Офицер и джентльмен> Тэйлора Хэкфорда, где Ричард Гир играет главную роль, он не просто проснулся знаменитым, но превратился в предмет обожания всей женской половины Америки, несмотря на то (а может быть, именно благодаря этому?), что в одном из эпизодов ему пришлось произнести жуткое ругательство, причем в адрес женщины. Отснявшись в римэйке классической французской картины <На последнем дыхании> (режиссер американской версии Джим МакБрайд), где вновь использовались прекрасные внешние данные актера, Ричард Гир взбунтовался и сказал, что "наелся досыта любовных сцен, которыми режиссеры пичкали все фильмы с его участием". После чего Гир сыграл несколько ролей совершенно другого плана (в фильмах <По ту сторону>, <Власть>, <Царь Давид>). А однажды, видимо, вспомнив, годы учебы в Массачусетском Университете, где он изучал философию, Ричард заявил, что вообще в кино работает слишком много людей, которые на самом деле к кино не имеют никакого отношения, потому что они готовы мгновенно подписать чек на двадцать миллионов долларов для постановки второй части <Офицера и джентльмена>, но отворачиваются, когда Гир заводит речь о финансировании съемок фильма, посвященного древней культуре Тибета. Однако вскоре Ричард Гир вернулся к прежнему своему амплуа - впрочем, иногда с некоторыми вариациями. Скажем, сыграл полицейского-защитника и мстителя в картине <Без пощады>, а затем тоже полицейского, но уже преступника и убийцу в фильме <Внутренние расследования>. Преодолев 40-летний рубеж, актер вышел на новые рубежи профессионального мастерства. В 1990-м году он был партнером Джулии Робертс в знаменитой мелодраме Гэри Маршалла <Красотка>, а небольшая роль в <Августовской рапсодии> великого японского классика Акиры Куросавы стала своего рода переходной к таким блестящим работам, как мистер Джонс в одноименной картине Майка Фиггиса и Джек Соммерсби в <Соммерсби>, голливудском римэйке французской ленты <Возвращение Мартена Гера>. <Коттон-клуб>, <Рыцарь без пощады>, <Власть> - в этих и многих других фильмах актер предстает "человеком на грани", жизнь которого, вопреки американской кинотрадиции, никак не может закончиться "хеппи-эндом". Но на деле его жизнь складывается, кажется, вполне счастливо, а удачные работы в кино следуют одна за другой. Его последние роли - в небезывестных картинах <Сбежавшая невеста> (1999), <Неверная>, <Человек-мотылек> и <Чикаго> (все - 2002), а сейчас готовятся к выходу сразу четыре новых фильма с участием Ричарда Гира. |