Ансамбль французского скрипача Рено Капюсона и пианиста Фрэнка Брейли необычайно приятно слушать. Доступность трактовок в сочетании с подчеркнуто отстраненным, аристократически выглядящим благородством - уже немалая редкость для нашего "века гламура", когда исполнитель почти вынужден выставлять товар лицом потенциальному посетителю музыкальных магазинов. Неожиданным выглядит прочтение известнейшей Сонаты соль мажор для скрипки и фортепиано (1927) Мориса Равеля. Рено Капюсон, истовый приверженец французских исполнительских традиций, использует редакцию сонаты, которая отличается от привычной большинству слушателей, учебно-конкурсной. Другие штрихи, нюансы, украшения особенно заметны во второй части - блюзе, ставшем своего рода бестселлером учебной практики. Блюз звучит у Капюсона с интонациями, свойственными классической французской интонации: благородно-светскими и выверенными с особой тщательностью. Так, наверное, играли блюзы пианисты в светских салонах, переживших Вторую мировую войну и Пруста. В то же время упругие и стремительные темпы остальных частей не отвлекают слух традиционными "выразительными" длиннотами. Сам Рено Капюсон, подобно Равелю в те годы, - франт, эстет, аристократ в душе. Он благороден и сдержан, богат, но скромен. Игре Капюсона прежде всего свойственна безупречная логика фразы, богатейшая нюансировка звука, идеально ровного по качеству во всем спектре. Его лучезарная, необычайно чистая игра чем-то напоминает манеру игры молодого Генрика Шеринга в камерных ансамблях, вызывает в памяти и тихие, камерные амплуа Давида Ойстраха - особенно в светло-печальном заключении юношеской Сонаты для скрипки и фортепиано, написанной двадцатидвухлетним Равелем (при жизни автора сочинение не было издано и после его смерти долгое время не исполнялось). Рено Капюсон родился в Шамбери в 1976 году. Он начал профессиональные занятия музыкой с учебы в Парижской консерватории. На выпускных экзаменах Рено получил первую премию за игру в камерном ансамбле и первую премию с отличием за сольную программу. В 1995 году ему был присужден приз Берлинской академии изящных искусств, и Капюсон продолжил обучение в Берлине - у Томаса Брандиса, а затем у Исаака Стерна. В 1997 году по приглашению Клаудио Аббадо Капюсон становится концертмейстером молодежного оркестра имени Густава Малера. Отмеченный премиями "Восходящая звезда-2000" и "Новый талант 200 года", Капюсон выступал в Париже, Вене, Амстердаме, Нью-Йорке, Брюсселе, Кельне, Афинах. Рено Капюсон играет на скрипке работы Страдивари, принадлежавшей Фрицу Крайслеру. Фрэнк Брейли старше Рено Капюсона на восемь лет. Он начал заниматься фортепиано в четыре года, а в десять уже выступал с филармоническим оркестром Радио Франс. Однако занятия музыкой Фрэнк сочетал с естественными науками, и лишь когда ему исполнилось восемнадцать, он решил целиком посвятить свою жизнь исполнительскому искусству. Брэйли поступил в Парижскую консерваторию, и через три года ему единодушно были присуждены первые премии за игру в камерном ансамбле и за сольную программу. В 1991 году, уже в возрасте 22 лет, Брэйли впервые участвует в международном конкурсе, и сразу берет самую высокую планку: он получает Гран-При конкурса имени королевы Елизаветы в Бельгии. С тех пор Фрэнк Брэйли регулярно выступает в Японии, США, Канаде и по всей Европе, играя с лейпцигским, женевским, парижским и берлинским оркестрами, филармоническим оркестром Радио Франс, Национальным оркестром Бельгии и Королевским оркестром Копенгагена. Ему посчастливилось солировать под управлением таких знаменитых дирижеров, как Шарль Дютуа, Ханс Граф, Курт Мазур и сэр Йегуди Менухин. |