Пик преступности в Америке пришелся на 1930-е годы, когда сухой закон и экономическая депрессия породили новый вид социальных отношений, а появление звука в кинематографе - выстрелы, визг тормозов, крики - привело к мгновенной популярности криминального жанра. Два классических гангстерских фильма были выпущены компанией Warner Bros практически одновременно: <Маленький Цезарь> Марвина Лероя (1930), который открыл зрителю Эдварда Робинсона в роли сурового убийцы Цезаря Энрико Банделло (прообраз Аль Капоне), и <Враг общества> Вильяма Веллмана (1931), где свою первую роль сыграл Джеймс Кэгни. Оба героя встретили свою смерть в финальных сценах картин. Авторы фильмов понимали, что преступник, безнаказанно совершающий злодеяния, не должен стать национальным героем. На первый план выступают не преступники, а агенты спецслужб или частные детективы. В фильме Вильяма Кайли (1935) Джеймс Кэгни сыграл беспощадного, импульсивного агента ФБР, проникшего в преступную банду. Еще один из возможных сюжетов - судьба двух друзей детства, один из которых становится священником или прокурором, а другой бандитом - представлен в таких фильмах, как <Манхеттенская мелодрама> (1934) Ван Дайа и <Ангелы с грязными лицами> (1938) Майкла Куртица. К концу 30-х у Warner Bros. было три главных козыря для создания криминальных картин - Джеймс Кэгни, режиссер Раул Волш и молодой Хамфри Богарт, получивший признание, сыграв сбежавшего убийцу Дюка Монти в ленте <Окаменевший лес> (1936). В различных комбинациях это трио создало три легендарных гангстерских фильма: <Судьба солдата в Америке> (1939), <Ночная дорога> (1940) и <Горы высокой Сьерры>. Богарт продолжает играть главные роли в шедеврах начала сороковых: Сэса Спада в фильме Джона Хьюстона <Мальтийский сокол> (1941) и Филиппа Марлоу в детективе Ховарда Хоукса <Глубокий сон> (1946), где он снялся с супругой Лорен Бэкколл. Позже Богарт и Бэколл вместе сыграли в фильме Джона Хьюстона <Кей Ларго> (1948), где Эдвард Робинсон возродил созданный им образ печально известного Джонни Рокко. Актер Джеймс Кэгни, главный герой <Волны преступлений>, также снимался в сороковые годы - в роли Коди Гаррета в крайне жестоком фильме Рауля Волша <Белая горячка> (1949). А в конце 60-х и на протяжении 70-х зрители были свидетелями возрождения криминального жанра - например, в <Крестном отце> (1972), одной из первых картин о мафии со времен (1955). Другими "взрывными" фильмами того времени были: <В упор> Джона Бурмэна (1969), <Поймать Картера> Майка Ходжа (1971), <Шафт> Гордона Паркса (1971) и <Бесплодные земли> (1973) Теренси Малика. Сегодня криминальные фильмы снова обретают популярность. Жанр воссоздают режиссеры новой волны: Квентин Тарантино (<Бешенные псы>, <Криминальное чтиво>, Гай Ричи (<Карты, деньги, два ствола>). И хотя в фильмах стало больше сцен секса и насилия, а преступники все чаще держат верх над полицейскими, в основе хорошей криминальной ленты остается все то же: жадность, зависть, похоть и ненависть. Если вы удачно вынырнули из-под <Волны преступлений> и вновь жаждете крови, то в ближайшее воскресенье вас ожидает еще один шедевр: фильм <Полтергейст> Тоуба Хупера, рассказывающий о похищении пятилетней девочки злыми духами. Тучи сгущаются, ожившие деревья нападают, а малютку Кэрол Энн Фрилинг засасывает в спектральную пустоту. И пока ее семья борется с вереницей кошмаров и пытается спасти девочку, по соседству, где-то рядом затаилось нечто... Фильм явился настоящим событием в жанре мистики. Продюсеры Стивен Спилберг, Фрэнк Маршалл и режиссер Тоуб Хупер возглавляют звездный список членов съемочной группы, работавшей над этой замечательной картиной с революционными спецэффектами. Вы увидите дом, который засасывает в небытие, и монстров, которых не могли себе представить в самом кошмарном сне. Добро пожаловать в милый дом с привидениями! <Ужас, не прекращающийся ни на секунду. Напряженный, жуткий, ироничный, за гранью воображения...> - так говорили о фильме кинокритики. Посмотрите <Полтергейст> поздно вечером в воскресенье - и приятных вам сновидений! |